Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 56,0794 руб.
  • Курс евро EUR: 60,8461 руб.
  • Курс фунта GBP: 71,8994 руб.
Апрель
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

ВДОХНОВЛЁННЫЕ ДЖУНГЛЯМИ...

ВДОХНОВЛЁННЫЕ ДЖУНГЛЯМИ... Начну с лирического отступления: писатель-либерал А.П. Никонов задался вопросом: «В чем прелесть капитализма?» И таким образом ответил на свой вопрос: «Коллега сегодня рассказал о своей знакомой английской семье: - Они нигде не работают, путешествуют по миру, я их встретил в Южной Америке. И родители у них не работали. И родители родителей. Дело в том, что их предки сто лет назад работали в компании, строившей Суэцкий канал. У компании в какой-то момент не оказалось наличности для выплаты зарплаты, и она расплатились с работникам акциями Суэцкого канала. И с тех пор потомки этих счастливчиков живут припеваючи - то ли продав потом эти акции, то ли на накопленные дивиденды».

А.П. Никонову уже не кажется странным, что для современного человека ТУНЕЯДСТВО И БРОДЯЖНИЧЕСТВО выступают не только смыслом жизни, но и вершиной цивилизационного строительства.

«Мы строили, строили, и наконец, построили»? И чего вы построили?

Да ведь и всякая обезьяна тоже «много путешествует по миру», скитаясь в джунглях, из поколения в поколение не работая…

Безусловно, желающему выжить человечеству нужно научится отличать проблемы цивилизационного строительства от «проблем» выхода, бегства из этого строительства.

Либералы, эксплуатирующие "энтропический свищ"[1], в многосоставной природе человека, всецело разделяют «народную мудрость», которая гласит: «проблемы проявляются тогда, когда кто-то пытается их решать».

Существует большой соблазн (Запад пошел именно этим путём) – не решать проблем, и тогда их как будто бы и не станет.

Например, набившее оскомину в советское время выражение «жилищная проблема» неразрывно связано с БЕСПЛАТНЫМ предоставлением жилья. Если жильё продавать по рыночной стоимости, то «жилищный вопрос» (как известно из М.Булгакова, «испортивший москвичей») перестанет быть вопросом.

У кого деньги есть пошел и купил, какие вопросы. А у кого нет – копи, тоже, в чем-вопрос-то?

Если жилищную проблему не решать – она и не встаёт в качестве проблемы общества. Неспособные её решить вымрут - да и всех делов...

Болезнь прекращается – если больной умер. Поэтому, с точки зрения дегенеративной логики, принесенной нашествием либералов, убить больного – самый простой и быстрый способ избавиться от болезни.

Но такой способ решения проблем означает выскакивание из тысячелетий цивилизации. Если исходить из правила «кто выжил, тот выжил, а кто помер - тот помер», то никакой необходимости выделятся из животного мира у предков современных европейцев и американцев не было. Это принцип саванны, закон джунглей – ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ не какому-то отдельно взятому социализму, а ВООБЩЕ ВСЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Ну в самом деле, спросите себя честно: если естественный отбор, то зачем цивилизация? А если цивилизация – то как же естественный отбор?!

Зачем, в частности, нужны наука и техника? Только лишь для того, чтобы защитить слабого от сильного. С помощью знаний и техники (а когда и юридического закона) он может противостоять сильному.

Сильному, для того, чтобы расправиться со слабым, никакие научные и технические ухищрения не нужны. В дикой природе сильные особи делают это миллионы лет, и у них всегда получается!

В качестве такого курьёзного примера я всегда привожу электрический вентилятор. Понимаете, царю он не нужен, царь может поставить у трона раба с опахалом, что мы и видим на старинных миниатюрах. Вентилятор нужен только тем, у кого нет возможности приставить к себе раба. Второй пример: когда Кулибин предложил самоходную баржу, волжские купцы сели посчитать издержки. И высчитали, что бурлаков нанять дешевле! Это бедным самоходная баржа нужна, чтобы заняться трудом более благородным и осмысленным,а богатым купцам без надобности: бурлаки же есть!

Точно так же тому, кто сильнее – закон тоже не выгоден, потому что мешает сделать всё по своей воле, ограничивает действие.

Закон нужен слабому. Как и наука. Как и техника. Все они нужны только тем, кого либералы называют «социально-несостоявщимися» и «не вписавшимися в рынок».

При этом либералы, скорее всего, и сами не понимают, насколько глубоко их всасывает в себя сквозная тяга энтропического свища человеческой натуры.

Каждый из них «всего лишь» надеется сделать исключение из правил цивилизации лично для себя: но когда это делает каждый – правила цивилизации перестают существовать[2].

Тем не менее, внешняя проблемность общества связана с его попытками решать проблемы. При этих попытках проблемы становятся видны, и разговор о них получает смысл.

В обществе же, отказавшемся решать проблемы, нет никакого смысла о них говорить.

Не обсуждали первобытные люди проблему голодающих, и, конечно, не потому, что голодающих не было, а потому, что сама мысль о необходимости им помогать не приходила первобытным людям в голову.

Вся цивилизация, начиная с древнейших времен – это борьба с самоуправством и произволом, жажда которых глубоко угнездилась в звериных атавизмах человеческой природы.

Любой зверь-самец, побеждая в борьбе, нетерпим к ограничениям своего самоуправства. Он не желает, чтобы кто-то посторонний его судил, оценивал, поправлял. Он – зверь-победитель. Он расправится со всякими возражениями клыками, когтями, рогами или бивнями! Живет это в человеке? Да в каждом на глубинном уровне живет! Степень подавления этого звериного произвола – и есть степень цивилизованности.

С самодурством боролась религия. По нему били законами. Против него выстраивали традиции. Его стыдили, карали, высмеивали, проклинали на протяжении всей человеческой истории. Против него организовывали революции – но лидеры победивших революций снова пускались в рецидивы звериного произвола… Их снова свергали – и снова били по самоуправству авторитетом Бога, параграфами Конституций, разными контрольно-счетными палатами и ревизионными коллегиями…

Да, победить звериную тягу человека к распущенности, разнузданному поведению – очень трудно. Но тем безумнее ей потакать и потворствовать, как это делают рыночные бесы!

Вся цивилизация есть движение к точности, ответственности и предсказуемости – неровное, нервное, со сбоями и откатами, но тем не менее вполне очевидное.

Додуматься поощрять такими мероприятиями как «десоветизация» неточность, непредсказуемость и безответственность в человеке может только злейший враг цивилизации.

В основе рыночного идеала лежит представление о сильном человеке, который «сам себя сделал» (self-made man «американской мечты»). В основе цивилизации лежит представление о человеке, которого сделало общество. Не сам самозванцем вылез, а выдвинули, доверие оказали. Не по своей воле поступает, а по закону…

Сколько бы не занимались наши оппоненты демагогией, но свести вместе self-made man и цивилизацию невозможно в силу их диаметральной противоположности.

Как нельзя совместить гордыню и смирение, так нельзя совместить рыночные мотивации человека с цивилизационными требованиями точности, ответственности и предсказуемости.

Ибо и точность, и ответственность, и предсказуемость – есть НЕСВОБОДА. Все три они ограничивают произвол, ограничивают свободу выбора, сужают варианты поведения. Они подменяют сиюминутность желаний и похотей на устойчивый и неизменный долг.

Быть всё время в долгу – тяжело. Но цивилизации без чувства долга не построишь. Мы (люди) потому так долго и возимся при возведении цивилизации, что эти вещи противоречат друг другу!



[1] Свищ или фистула (от лат. fistula — трубка) — в медицине так называют канал, соединяющий полости тела или полые органы с внешней средой или между собой. В социопатологии понятие «свищ» означает канал связи между человеком и архаическими стадиями его становления, соединяющий современного человека с духовными процессами первобытности. Смысл термина в том, что по «энтропическому свищу» к человеку могут сквозным путём перейти самые дикие представления и мотивации, подавляемые цивилизацией, но стремящиеся к реваншу.

[2] Об этом думал Максим Горький, когда в пьесе «На дне» вложил в уста персонажа такие слова: «всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, самому не выгодно иметь-то ее… И это – верно…». Это – судьба нравственной системы в безрелигиозном обществе, в котором нравственность считается «общественным договором» между людьми, для удобства совместного проживания. Такое «удобство в быту» неизбежно начинают навязывать соседям, раздувая лицемерие, а сами стараются обойти – там, где оно лично неудобно.

Александр Леонидов; 20 февраля 2016

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше
  • ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Говоря о проблеме частного предпринимательства, мы должны разъяснить те стороны вопроса, которые не понимали коммунисты, и не понимают либералы. КПСС после Сталина (подчеркиваем – ПОСЛЕ Сталина) вообще обходилась без частного предпринимательства, что и сделало систему в определённом смысле инвалидом, и предопределило во многом её крах. Либералы же – напротив, думают заполнить всё и вся частным корыстным интересом, думая, что «тут-то и жизнь хорошая начнётся». Но жизнь устроена не так, как думают коммунисты. И не так, как думают либералы. Истина – оказалась между двух основных стульев, на которые сел ХХ век…

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..