Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 59,3612 руб.
  • Курс евро EUR: 69,7197 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,4988 руб.
Август
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

В.АВАГЯН: "СТАЛИН И ЭКОНОМИКА"

В.АВАГЯН: "СТАЛИН И ЭКОНОМИКА" Чтобы понять минувшее - и, соответственно, прийти к пониманию грядущего - мы задали Вазгену Липаритовичу Авагяну ряд вопросов о роли Сталина в экономике. С точки зрения Авагяна, Сталин является выдающимся государственным деятелем и весьма компетентным в области экономики примером. Без него ни стране, ни миру в середине ХХ века не удалось бы выстоять, и всё провалилось в глобальный распад. Угроза этого распада - отодвинутого Сталиным - сегодня весьма актуальна для нас. Но, естественно, и Сталин был во многом не прав. Что же нужно нам почерпнуть у сталинизма, какие уроки?

- Понимаете - говорит Авагян - ,экономика, по настоящему - это довольно просто. Главное понимать базовые принципы, (а их немного), которые лежат в ее основе. Это как в математике: все многообразие разделов математики имеет в своей основе десятичную систему и четыре действия арифметики. Все остальное в математике - по крайней мере, бытовой, практической - это производное от этих двух базисных элементов.

- Точно так же и в экономике?

- В экономике есть два потока: поток товаров и услуг и поток денег. Соответственно, в пределе возможны всего лишь два направления развития экономики:

1. Финансовый подход - когда в основе экономики лежит принцип "как можно больше набить карманы". Т.е. прибыль - первична, все остальное - вторично.

2. Организационно-технологический подход, когда приоритетом экономики является создание системы, прежде всего оптимально удовлетворяющей потребности людей. Денежная прибыль в такой системе тоже является не целью, а средством стимулирования труда и физического потребления людей.

- Иначе говоря: можно выжимать то, что сделано, а можно сделать то, что потом будешь выжимать.

Так вот, все экономические теории основаны на первом подходе. Сталин интуитивно нащупал пути построения экономики второго типа. Отсюда и такие выдающиеся успехи. Другое дело, что действовал он не на основе экономического раздела марксизма, а на основе интуитивно понимаемой целесообразности. И, соответственно, не смог выразить свои идеи в грамотно оформленной экономической теории.

-Это марксизм?

-Нет, это совсем не марксизм. Экономический раздел марксизма - это неадектватный анализ. Соответственно, после смерти Сталина, опираясь на недоработанную и сырую политэкономию марксизма, страна экономически деградировала.

- В чем, в двух словах, проблема с марксизмом, преодолённая на практике, но не преодолённая в теории Сталиным?

- Марксизм не проходит тест на связность, а этот тест - главное оружие для разоблачения ложных теорий. Он не берёт процесс в целостности, от первоисточника, первопричины - и до конечного продукта, конечной точки. Если из любой логической цепи вырвать кусок - появятся необъяснённые (с виду беспричинные) явления и - неопределённые (в смысле - непредвиденные) последствия. То, что не объясняется от самого начала - с неизбежностью не объясняется адекватно. Отсюда в марксизме нет понимания роли религии и религиозности в становлении современного способа производства - потому что отвергнут аристотелев принцип первопричины и перводвигателя. Мир в марксизме "возник сам собой" или "существовал вечно" (точно не понятно). Это означает, с точки зрения методологии сознания - что исследуемые экономикой материальные ресурсы производства тоже то ли возникают сами по себе, то ли существуют вечно. Отсюда и представление о "прибавочной стоимости" - т.е. о труде, который как бы сам собой производит общественное богатство - на основе "самовозникающей" и "вечно существующей" (а потому неиссякаемой) ресурсной базе природных даров.

-А если адекватно посмотреть на экономику?

- От начала? Именно это и сделали сталинские хозяйственники, к сожалению, не отразив на языке теории. Есть нечто, с чего всё начинается, есть правила - по которым начатое продолжается удачно или неудачно, есть итоги, которые вначале рассчитываются, а потом воплощаются конструкторами. Это вовсе не слепая эволюция - это проектная индустрия будущего, в которой будущее решает вовсе не слепая и стихийная "борьба классов", а дирекция предприятия. И не экономические интересы решают дело, а те интересы, которые приняты данным обществом, как сакральные.

-Наверное, пришло время изложить достижения сталинских практиков в формате теории политэкономии?

-Именно этим, Анна, я и занимаюсь...

Анна КУРГАНОВА, ведущая рубрики.; 20 апреля 2016

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.