Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 56,3131 руб.
  • Курс евро EUR: 61,5052 руб.
  • Курс фунта GBP: 72,1258 руб.
Апрель
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

ПУТЬ ИН и путь ян

Экономические воззрения В.Путина как зеркало страны на распутье

ПУТЬ ИН и путь ян Чтобы наполнить ванну, нужно сделать две вещи: открыть кран и закрыть слив. Ванна не будет полной, если кран не открыт. Но она не будет полной и в том случае, если слив распахнут: как говорят в народе, бездонную бочку водой не наполнишь…

С точки зрения плоской, одномерной псевдологики действия «открыть-закрыть» кажутся противоречивыми. Мы выпускаем воду, и в то же время удерживаем её. Если удерживаем – зачем тогда отпускаем? Если отпускаем – зачем тогда удерживаем? Ответ прост: чтобы наполнить и принять ванну. Наша цель достигается двумя чисто-формально противоречивыми, но взаимно необходимыми действиями.
Зачем мы рассматриваем эту банальную, бытовую ситуацию? Чтобы понять метания современной российской элиты «тяжеловесов» и показать выход из логического тупика, в который зашла их экономическая мысль. Наиболее явно эти метания обнаруживаются у В.Путина, мучительно обдумывающего будущее российской экономики.
Даже чисто психологически видно, что Путин разочаровался в монетарном либерализме, в неоклассической теории о «невидимой руке рынка», которая в силу своей невидимости может ночью придушить простого обывателя или даже самого Путина. Однако и тоскливо-дефицитная, талонная советская торговля в условиях мелочной регламентации Госпланом вызывает у Путина резкое отторжение.
В беседе с руководителями федеральных каналов под занавес 2011 года Владимир Путин в полной мере отразил свои внутренние метания. Он признал, что проблем в стране много, но это совсем не то, что было 20 лет назад. При этом Путин стал возражать коммунистам, из чего видно, что он изучил их предложения и обдумывал их всерьёз, что для Ельцина или Гайдара было бы просто немыслимо.
– Для наших оппонентов с левого политического крыла – компартия, леворадикальные наши граждане — могу напомнить конец 1980-х годов. Помните, много было анекдотов на этот счет? В гости приходят друзья, а их спрашивают: „Вы руки будете мыть с мылом? — Да. — Ну, тогда чай будете пить без сахара“. Потому что и то, и другое — слишком жирно...
Поиск нового пути для России принимает мучительный и болезненный характер одновременного аллергического отвращения к опыту СССР и ностальгии по его временам: «Мы вместе с грязной водой несостоятельной политической системы и неэффективной системы хозяйствования выплеснули и ребенка. Мы позволили развалиться государству».
Напомнив о развале 90-х годов, Путин сказал далее, что до сих пор существует опасность возврата этих времен. Путин: «Достаточно сделать два-три неверных шага, и все, что было раньше, может накрыть нас так быстро, что мы даже оглянуться не успеем. У нас все сделано на живую нитку и в политике, и в экономике».
Нетрудно заметить, что Путин, хоть и не напрямую, но отрицает либерально-монетаристскую реальность едва ли не в большей степени, чем советскую тоталитарно-заорганизованную реальность.
При этом, чтобы не войти в историю в роли «капризули», который всем недоволен, и сам не знает, чего хочет, Путину необходимо определиться с альтернативой как либерал-монетаризму, так и идее чучхе, породившей наиболее чистую госплановскую реальность современного мира – Северную Корею.
Тут и приходит на помощь аналогия с наполнением ванны: открыть кран и закрыть слив. Сделать два действия, которые внешне противоречивы, но, по сути, взаимно дополняют друг друга в поставленной задаче.
Если кран закрыт…
Главной проблемой всех чучхеистов, от древних маздакидов до современных коммунаров, является АМПУТАЦИЯ ЧАСТНОГО ИНТЕРЕСА, личной заинтересованности человека в его деле. Этот случай принимаем как вариант «кран закрыт», потому что унылая уравниловка и всеобщая борьба за снижение плановых заданий (меньше дадут – меньше делать) приводят к полной утрате интереса к жизни.
Подрывается один из главных инстинктов человеческого существа, восходящий к зоологическим дебрям подсознания, к самой основе инстинкта выживания: ИНСТИНКТ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТИ. Нет призов – нет конкурса, нет конкурса – нет азарта, нет азарта – скука и тоска, как в тюрьме…
Вряд ли коммунисты, выстраивая общество всеобщего (и, будем честны, довольно обеспеченного с материальной стороны) равенства понимали, какую опасную игру они затеяли с человеческой природой.
А ведь история уже не раз показывала, что игра эта бесперспективна. Ондегардо, испанский судья, служивший в Перу в XVI веке, в своих книгах неоднократно сетует на то, что полная регламентация жизни и устранение из нее личных стимулов привели у инков (в совершенно социалистической по своему строю империи) к порче самого человеческого материала. Полное планирование всякой хозяйственной жизни привело к ослаблению, а часто и полному уничтожению семейных связей, так что, например, дети отказывались хоть как-то заботиться о своих родителях. Бодэн, французский специалист по истории Латинской Америки, видел во многих чертах современных ему индейцев наследие царства инков –  в равнодушии к судьбе государства, безынициативности, апатии.
Выключенный из социальной, экономической состязательности, человек подобен кастрированному коту: он просто теряет смысл всякой экономической деятельности и смысл самой жизни, и только палкой может быть к ней принужден, причем год от года все хуже и хуже. В Северной Корее даже массовые ежегодные голодовки, приводящие ко всеобщему истощению нации, не могут побудить крестьян в коммунах получше обрабатывать рисовые поля: перспектива делить выращенный рис с лентяями делает лентяями всех.
Именно это и имел в виду Путин, когда вспомнил старый анекдот про мыло и сахар: в стране непостижимым образом исчезали куда-то самые простые и самые нужные предметы, их почему-то не производили в нужных количествах, потому что ИНТЕРЕСА НЕ БЫЛО.
Если слив открыт…
Но совершенно бесполезной, или даже вредной оказывается частная инициатива там, где распахнут слив для её энергии, где она идет самым коротким, удобным и эргономичным для себя маршрутом.
Технологически легче всего обеспечить высокую прибыль через мошенничество, воровство, обман и разбой. И подобно тому, как вода всегда, предоставленная самой себе, стремится вниз, частная инициатива, предоставленная самой себе, стремится к низости…
Получается нечто противоречивое: раскрепостив частную инициативу, её нужно тотчас же закрепостить, отпустив – поймать, освободив – пленить. Тут гидравлические аналогии снова придут к нам на помощь: если вода должна орошать поля, то она (вода) должна, во-первых, быть, а во-вторых – идти куда нужно обществу, а не туда, куда её тянет. Нетрудно догадаться, что воду всегда тянет в болото, а хорошая пашня – это золотая середина между болотом и пустыней.
Наши либеральные реформаторы в начале 90-х не поняли этого простого правила. Они пошли на поводу у плоской псевдологики, раскрепощая частную инициативу, пытались раскрепощать её до упора, до своей электорально-политической смерти. Их гнала вперед память о печальных советских экономических реалиях (мыло и сахар в путинском анекдоте), и они явно перегнули палку в другую сторону. То было все запрещено – а то вдруг стало все разрешено.
Между тем ещё в период канцлерства Бисмарка была опробована идеальная модель ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, собственно, и сделавшая из раздробленной и отсталой Германии за считанные годы величайшую Германскую империю. Суть работы государственной бюрократии с бизнесом в ней таково: государство планирует только цели, а средства к достижению целей оставляет на усмотрение бизнеса.
Германский предприниматель не мог заняться, чем ему вздумается; он получал задание (скажем, отлить тысячу пушек по тысяче марок за каждую), но сам решал, как экономичнее и рациональнее решить поставленную задачу. Его прибыль находилась в зазоре между государственной конечной ценой и себестоимостью продукции, поэтому он был заинтересован в изобретательстве, инновациях, в снижении затрат на производство. Чем дешевле для себя он сделает госзаказ – тем больше прибыли в свой карман положит. При этом итоговые цены не подлежали спекулятивному вздутию, и общие планы не корректировались в угоду бизнесу.
Частный интерес должен находить себя в общественно-полезной деятельности, а не подгонять общество под свой стандарт. Вода, которой не дают падать вниз – как бы нехотя, преодолевая силу тяготения, поднимается вверх по трубам, желобам и прочим гидравлическим устройствам.
Так же и предпринимательский частный интерес работает на общество только в том случае, если ему намертво заблокирован путь против общества. При всех иных условиях частный бизнес превращается в паразита, не вырабатывает пользы, а питается до него произведенной.
Что мы и наблюдали в 90-е годы, когда раскрепостили частную инициативу, забыв её «закрепостить». Что и заставляет сегодня Путина стоять на развилке мнений, осуждая как порядки РФ так и порядки СССР. И обдумывая – как же и куда же двигаться дальше?

А. Леонидов-Филиппов.; 18 января 2012

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше
  • ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Говоря о проблеме частного предпринимательства, мы должны разъяснить те стороны вопроса, которые не понимали коммунисты, и не понимают либералы. КПСС после Сталина (подчеркиваем – ПОСЛЕ Сталина) вообще обходилась без частного предпринимательства, что и сделало систему в определённом смысле инвалидом, и предопределило во многом её крах. Либералы же – напротив, думают заполнить всё и вся частным корыстным интересом, думая, что «тут-то и жизнь хорошая начнётся». Но жизнь устроена не так, как думают коммунисты. И не так, как думают либералы. Истина – оказалась между двух основных стульев, на которые сел ХХ век…

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.