Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 56,3131 руб.
  • Курс евро EUR: 61,5052 руб.
  • Курс фунта GBP: 72,1258 руб.
Апрель
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Закат "креативной интеллигенции"

Которая интересна тем, что, во-первых, совсем не креативная, а, во-вторых, никакая не интеллигенция...

Закат "креативной интеллигенции" Как показала нынешняя "политическая весна" в России, жаркие события 2011-2012 гг. уже не будоражат умы наших сограждан, а гамма "мятежных" чувств и "радостных переживаний" окончательно остыла. Генеральные сражения "оппозиции" по всем основным направлениям проиграны и сейчас можно уверенно собрать трофеи и подсчитать потери, основной из которых является так называемая "креативная интеллигенция" - создатели медийных образов и смыслов.

Термин "креативная интеллигенция" наиболее удобно и точно описывает сообщество людей, игравших до последнего времени влиятельную роль в российской общественно-политической системе. Являясь, с одной стороны, интеллигенцией – творцы медийного креатива до недавнего времени успешно воплощали в жизнь основную функцию этой социальной группы, служа посредником между народом и властью. Будучи, с другой стороны, "креативным" классом, они проповедовали либеральные взгляды, идеалом которых стал моральный релятивизм, а также занимались пропагандой идеологии "жизнь как бизнес", провозгласившей деньги мерилом всех вещей и основой любых человеческих отношений. 

Креативная интеллигенция формировалась как специфическая социальная группа в течение последних двадцати лет. Пользуясь политической неразберихой 90-х, она сумела в этот период монополизировать информационную сферу общества – получила контроль над СМИ и присвоила себе право творить и продавать информацию. Этот контроль осуществлялся главным образом за счет расстановки своих кадров на ключевые позиции, с которых осуществлялась идеологическая обработка медийного контента. 

Колоссальное влияние на прессу, радио и телевидение не только усилило эту группу, но и фактически оформило ее в самостоятельный класс, у которого появились свои интересы, социальная роль и идеология. С ростом собственных политических возможностей и финансового благополучия данная группа решительно дистанцировалась от традиционной российской интеллигенции, при этом сохранив за собой право называться ее именем и единолично выполнять ее общественные функции. Таким образом, возникло новое, своеобразное бизнес-сословие – креативная интеллигенция, которое стало единственным серьезным продавцом информации на возникшем в России информационном рынке. 

С провозглашения в 90-х годах в России рыночной экономики СМИ стали функционировать как предприятия по производству и продаже информации, предлагая свои услуги большому кругу заказчиков. За основу была взята западно-европейская модель, российские медийщики стали копировать все, что копированию поддавалось – обложки, построение текстов, форматы теле- и радиопередач, манеру речи и стиль одежды телеведущих. Особым шиком было разговаривать по-русски с легким английским акцентом. Подражание было открытым и напористым. Эйфория от свободы творчества усугублялась еще и тем, что в России эта новая информационная модель не обладала традицией и не была подкреплена правилами поведения и законодательной базой. Все это обеспечило российской медийной сфере беспрецедентные темпы роста и невероятно укрепило позиции креативной интеллигенции, отдельные представители которой даже сделали политическую карьеру и заняли высокие государственные посты. 

Мировоззрение креативной интеллигенции формировалось также постепенно на протяжении этих двадцати постсоветских лет. И в этом процессе ненависть и отвращение ко всему "ретроградному", "советскому" играло далеко не главную роль. Определяющее влияние на ее идеологию оказывали крупные заказчики информации, которых в основном интересовала пропаганда в России идей максимально свободного рынка, либерализма, вольтерьянства, слабого государства и образа "враждебного тоталитарного отечества". Постоянный и сильный идеологический крен "покупателей" информации в эту сторону воздействовал на "продавцов" и заставлял их подстраиваться и пропитываться в течение многих лет этими идеями, которые сегодня стали их общей ценностной базой. 

В конце 1990-х – начале 2000-х государство, находясь на обочине медийных процессов и подвергаясь частым информационным атакам со стороны заинтересованных групп (как внутренних, так и иностранных), способных озвучить любую необходимую информацию через креативную интеллигенцию, было само вынуждено выйти на рынок медиа-услуг. Как и остальные игроки, государство начало скупать издания и оплачивать позитивное информационное сопровождение своей политики. Между тем принцип работы российского медиа-рынка остался до сегодняшнего дня точно таким же, каким был в девяностые. Этот принцип очень прост. Креативная интеллигенция создает и продает информацию на рынке, а также контролирует каналы донесения информации и ведет их интеллектуальное обслуживание. Государство (так же, как и другие игроки) платит и получает необходимые информационные услуги, не посягая на самостоятельность самой креативной интеллигенции. По большому счету, принцип, достойный любого демократического государства. 

Однако этот красивый рыночный принцип по прошествии двадцати лет дал серьезный сбой. В 2011-2012 годах незначительные информационные волнения переросли в сильнейшую турбулентность, плохо предсказуемую и почти не управляемую. И как это ни парадоксально, сбой произошел не в государстве, которое в данном случае является лишь заказчиком, а в креативной интеллигенции, которая информацию создает и обслуживает. Моментом истины стало дело Pussy Riot, которое с отменной точностью расставило все на свои места. 

Накопив за 20 лет значительные финансовые и информационные ресурсы, креативная интеллигенция в конце 2000-х совершенно естественно стремилась расширить и свои политические возможности. В качестве способа был выбран надежный и многократно использованный метод мягкого политического шантажа, который включает в себя постановку и тиражирование проблем и навязывание властям своих услуг по их скорейшему устранению. При этом создается ситуация, при которой главными "поджигателями" и "спасателями" являются одни и те же люди. Необходимо вспомнить, что в 2011-2012 гг. лидеры креативной интеллигенции де факто слились в общей риторике с уличной оппозицией и со всеми мыслимыми протестными движениями, включая их наиболее аморальных и маргинальных представителей, – с ЛГБТ-сообществом, воинствующими атеистами и радикальными националистами. Необходимо вспомнить, что именно лидеры креативной интеллигенции в итоге предложили властям свои услуги по "контролю" протестного движения, после чего сами возглавили колонны протестующих и выступили со сцен на Болотной площади и проспекте Сахарова.

Поэтому и выступление Pussy Riot она встретила с восторгом. Ее многоголосье в поддержку женщин легкого поведения мгновенно слилось воедино и вызвало в СМИ мощную волну, которой не смогла противостоять ни власть, ни Церковь. Танцы на амвоне предстали перед аудиторией как событие "необыкновенно важное и в какой-то степени социально позитивное". Многие авторитетные представители этого сословия, с любопытством ожидая реакцию "церковников", восхитились мужеством "исполнителей" и заявили, что, "с этической точки зрения, здесь нет никакого криминала". 

В последние годы подобные ситуации случались уже многократно. Креативная интеллигенция подхватывала перспективный информационный конфликт и раздувала его. Но затем всегда предлагала своей "жертве" профессиональные услуги, чтобы скорректировать и смягчить его последствия. И в этот момент происходила смена информационного фона, "опальные" политологи становились "кремлевскими", либеральные историки – патриотическими, а проводники секулярных идей – защитниками Православия. В истории с Pussy Riot потерпевшей стороной оказались Церковь, представляющая интересы всех Православных, институт патриаршества, а также государственная власть и часть национального бизнеса, которые не заинтересованы в росте социальной напряженности. Также к потерпевшей стороне отнесли себя институты российского мусульманства и иудаизма, так как предположили, что следующий удар может быть направлен и против них. Так что с клиентами у торговцев информацией проблем не было. 

После описываемого происшествия в Храме Христа Спасителя прошел месяц. Тема из интернета прочно перетекла в печатные издания, периодически попадая на ТВ. Затем прошел второй месяц. Унизительное информационная давление на верующих и активная защита Pussy Riot продолжались. Затем прошло полгода. Все потерпевшие стороны недоумевали, где же ответная информационная реакция? Почему медийщики не предлагают помощь в исправлении ситуации? И действительно, в этот раз помощь не была предложена. 

Впервые за много лет креативная интеллигенция нарушила свои священные бизнес-правила – не действовать по порыву, рассчитывать каждый ход на предмет прибыли, убытков и последствий. Воодушевленная ростом собственного политического влияния, креативная интеллигенция искренне отдалась зову сердца. Дело Pussy Riot стало для нее делом чести и проверкой собственной стойкости. 

Когда первоначальное чувство эйфории от успеха Pussy Riot прошло, наиболее опытные представители креативной интеллигенции попытались отработать социальные ожидания и смягчить антицерковную истерию. Но будучи беспомощными перед вызванной стихией, они лишь начали спасать свою задетую репутацию, признаваться в уважении к Православию и переводить скандал в политическое поле. Они резко сменили тон и опубликовали не одну статью-исповедь на тему "Я не против Бога, я против Путина", наполненных искренним страхом лишь за свое приличное имя. Сгладить ситуацию и успокоить своих коллег по цеху, которые до сих пор продолжают антицерковную риторику, им не удалось. Не удалось даже тогда, когда захотели. И общество это почувствовало. 

Решение о срочном хирургическом вмешательстве и остановке антицерковного процесса принимала уже власть, очнувшаяся от спячки только в августе 2012 года. В ход сразу были пущены грубые, но действенные методы в стиле Аркадия Мамонтова. А других у нее и не было. 

В этой истории неважны политические предпочтения и мотивы креативной интеллигенции, причины их негативного отношения к Православию и к Церкви. Важно то, что креативная интеллигенция, единолично претендующая на обслуживание информационных механизмов, сложила с себя социальные полномочия, которыми всегда оправдывала свое существование, начала собственную игру в личных интересах, а в сложной ситуации оказалась неспособной восстановить информационный баланс, что говорит о кризисе в этом необычном сословии и о неизбежности его скорой трансформации. 

Креативная интеллигенция будет вынуждена разделить свою монополию с другими представителями российского интеллектуального сословия, которые готовы к участию в информационном процессе, но не имеют доступа к информационным ресурсам и каналам донесения информации. Сегодня складывается наиболее благоприятная ситуация для новых лиц, готовых занять эту освобождающуюся нишу...

ИСТОЧНИК - РУСФРОНТ

Российское аналитическое агентство.; 23 мая 2013

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше
  • ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Говоря о проблеме частного предпринимательства, мы должны разъяснить те стороны вопроса, которые не понимали коммунисты, и не понимают либералы. КПСС после Сталина (подчеркиваем – ПОСЛЕ Сталина) вообще обходилась без частного предпринимательства, что и сделало систему в определённом смысле инвалидом, и предопределило во многом её крах. Либералы же – напротив, думают заполнить всё и вся частным корыстным интересом, думая, что «тут-то и жизнь хорошая начнётся». Но жизнь устроена не так, как думают коммунисты. И не так, как думают либералы. Истина – оказалась между двух основных стульев, на которые сел ХХ век…

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.