Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 57,2721 руб.
  • Курс евро EUR: 67,3577 руб.
  • Курс фунта GBP: 75,5190 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Т.САВЧЕНКО: НЫРНУВ В ГЛУБИНЫ...

Т.САВЧЕНКО: НЫРНУВ В ГЛУБИНЫ... Веселое пламя алчно накинулось на хворост большого костра словно голодный кот на жаренную рыбу. С урчанием и причмокиванием. Минуты не прошло, как пляшущие, оранжевые языки взметнулись высоко в небо, освещая лица, собравшихся на поляне людей. Сначала, все просто молча любовались огнем – этой неуправляемой и свободной первобытной стихией, который пугал, и, одновременно притягивал к себе наших пращуров. Затем начался хоровод. Мужчины и женщины, взрослые и дети, совершенно не знакомые между собой, брались за руки, словно старые друзья, и двигались по кругу. В тишине раздался одинокий мужской голос: «Гори, гори ясно…» «Чтобы не погасло…» - тут же откликнулось несколько женских. Так мы и шли вокруг потрескивающего, обдающего жаром костра, напевая знакомую каждому песню, а в звездное небо летели оранжевые искры, словно огненные духи саламандры…

- Разрази Перун весь ейский автопарк! Как не соберешься ехать в пригород, так обязательно возникает проблема с транспортом. До Зеленой рощи на днях добирался с двумя пересадками, как муравьишка, спешащий домой, до Морского тоже ходит лишь один автобус в час… Будто не в 85-тысячном курортном городе живем, а в какой-то глухой таежной деревне!

Все началось с яркой афиши на столбе, возвещающей о том, что вечером 21 июля в комплексе исторической реконструкции «Светлая Русь» состоится празднование Дня Перуна. Тут же решил побывать на этом мероприятии, тем более что думал ехать на подобный праздник в Ростов. А тут совсем близко от Ейска, да и в «Светлой Руси» не бывал ни разу, хотя слышал об этом этнографическом комплексе много хорошего.

Появился он совсем недавно благодаря замечательной идее двух, совсем непохожих людей – предпринимателя, мецената Владимира Владимировича Деренченко и писателя и скульптора по дереву Бориса Евгеньевича Баделина.

Но старых друзей объединяла искренняя любовь к старинным славянским традициям, русским былинам, родной истории. Вместе они и решили создать славянский этнографический центр вблизи знаменитого «Кубанского хутора». Но только если «хутор» более коммерческий проект, то «Светлая Русь» - скорее воплощение мечты.

Как-то душевно здесь себя ощущаешь, легко и просветленно. И хотя, приазовская степь совсем не похожа на густые дубравы Смоленщины, или темные ельники под Великим Новгородом, дух Руси изначальной ощущается здесь повсюду. И в трогательных деревянных и каменных скульптурах людей и животных, созданных чуткими руками Бориса Баделина и его сына Кирилла, и в избушке бабы Яги, и в капище, окруженном частоколом с насыпанным посередине курганом.

С его вершины взирают бесстрастно вдаль чуры – древние славянские боги: громовержец Перун – наш «коллега» эллинского Зевса и скандинавского Одина, покровитель стад Велес в рогатом шлеме, мать земля Макошь. Боги – «дедушки», которые защищали и кормили наших предков – древлян, радимичей, кривичей, полян…

Боги забытые, боги природных стихий, ушедшие в прошлое... Все больше людей в последнее время начинает проявлять живой интерес к своим истокам и корням. Нужно отделять этнографию от мракобесия и бесовщины, конечно, но... Забвение прошлого, пережитого, предков - никогда никого ни к чему хорошему не приводило.

Любая старина - часть своей родной культуры, связанной с природой, почитанием предков, и она исторически всё равно близка думающему человеку… Однако что-то я увлекся. Давайте еще немного пройдемся по территории, пока гости праздника собираются.

Внимание привлекла чудная бревенчатая изба с резными наличниками, окруженная бревенчатым же забором с резными каменными столбами. Решил сначала – какой-то музей народного быта. Но войдя во двор, засомневался: двери закрыты, поленница дров у порога, на которой дремлют лохматые, дружелюбные коты – увидели меня, заулыбались, запрыгали.

Нет, точно не музей. Уже после узнал, что это жилище Бориса Баделина. А такая же изба по соседству – апартаменты Владимира Деренченко. Красота да и только! К чему нужны все эти кирпичные дворцы – коттеджи, когда в деревянном доме жить и уютнее и приятнее. Так, а здесь у нас что под дощатым навесом? Ярмарка.

Жбаны с квасом, румяные растягаи и кулебяки. Никакого алкоголя в продаже нет. И это правильно. Здесь же расположились и народные умельцы из «Арт-аллеи». Предлагают свои замечательные поделки: глиняные свистульки, керамическую посуду, соломенные куклы-обереги. Надо сказать, что самым ходовым товаром в тот день стали игрушечные деревянные мечи, секиры, луки и разрисованные звериными мордами щиты – детвора, которой на празднике было множество, скупала это вооружение оптом, а потом самозабвенно рубилась, покрывая себя воинской славой.

Очень забавную сценку наблюдал – двое мальчуганов лет пяти сражались между собой, но тут к ним подкрался их сверстник с луком и застрелил обоих бойцов. А вот послышался и звон железных мечей, лязг панцирей, и звон кольчуг – это ребята из клуба исторического фехтования «Рать» готовятся открыть праздник показательным сражением. Зрители рассаживаются на огромные, ошкуренные бревна – действо начинается.

Бьются воины, падают «раненные» и «убитые». Ведь сегодняшний «именинник» - Перун-громовержец, являлся покровителем воинов, в его честь и устроили сражение(на фото). Отлично отработали свой номер ребята – реконструкторы. Сейчас они частые гости на различных городских мероприятиях. Людям интересно. Далее начались выступления певцов и танцоров, проходили конкурсы и викторины по славянской тематике, где победители получали обереги из дубовых листьев.

Одна девчушка лет четырех потеряла свой дубовый листочек и так огорчилась, что маме срочно пришлось отправиться на его поиски. Чуть поодаль от сцены шла молодецкая потеха. Парни карабкались на высокий столб за призами, ходили на деревянных ходулях, устраивали «петушиные бои» - скача на одной ноге, с руками за спиной, пытались вытолкнуть соперника из очерченного на земле круга.

Перетягивали палку, пытались пройти «тропой Перуна» сквозь строй защитников. Как-то хорошо проходил праздник. Вроде бы и не приходилось никого специально развлекать, а каждый сам находил себе занятие по душе. И каждый из гостей был не просто зрителем, но и участником действа. Ни одного хмурого, или недовольного лица не увидел на Дне Перуна.

Люди собрались сюда из разных уголков страны, но чувствовали они себя именно славянами, а не москвичами, сибиряками, ейчанами. Славянами, живущими на земле славян, под славянским небом, и под незримым присмотром славянских старых богов.

А когда стемнело, настало время зажигать большой костер и водить хороводы. Вот только зажигать такой костер положено не спичками, или зажигалкой, а огнем «живым» - добытым трением. Таким огнем и подожгли хворост, вспыхнувший как порох.

Некоторые смельчаки решились и попрыгать через прогоревший наполовину костер – говорят, что перуново пламя очищает душу и дает богатырскую силу. Вот такой замечательный и теплый получился праздник. И, честно говоря, совершенно не хотелось покидать «Светлую Русь» и возвращаться в так называемую цивилизацию города с его пустыми хлопотами, надуманными проблемами, хотя у ворот комплекса уже ожидали арендованные автобусы...

А вот, организаторам хотелось сказать спасибо. За то, что устроили такую экскурсию в далекое прошлое, в мир наших предков, мир, когда человек жил в гармонии с природой, почитал ее законы а не чувствовал себя ее господином.

Тимур САВЧЕНКО, аналитик "ЭиМ", Южный федеральный округ.; 24 июля 2017

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..