Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 59,4102 руб.
  • Курс евро EUR: 69,6406 руб.
  • Курс фунта GBP: 78,0234 руб.
Июль
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

ВТО_росортность

Арифметика «разводки» в международной торговле

ВТО_росортность Необходимо ясно и просто, доходчиво для всех, включая учеников 5-6 классов средней школы, объяснить, почему мы не можем «свободно» торговать по правилам ВТО с источником мировой денежной эмиссии типа США. Нужно на пальцах и счетных палочках показать тот механизм, который при «свободной торговле» наращивает реальное благосостояние в центрах мировой торговли и, соответственно, пропорционально – нищету на периферии мировых финансовых потоков.

Свободный переток товаров и капиталов – это так колея, которая углубляется, сужаясь, и сужается, углубляясь. Два этих процесса – обогощение центра и истощение периферии взаимосвязаны, они, собственно, две стороны одного и того же явления.

Мы хотим знать, как это происходит!

Почему – даже если предположить абсолютную честность в мировой свободной торговле (которой там, естественно, нет) – все равно богатые в ней будут становится все богаче и богаче, а бедные – все беднее и беднее?!

Для этого нам нужна модель.

Вообразите два общества. В одном человек получает, условно, 6 долларов, а для поддержания жизни, опять же условно, нужно не менее двух банок консервов. Банка хороших консервов, предположим, стоит 4 доллара, а банка плохих – 2 доллара. Человек может купить 1 банку хороших консервов и 1 банку плохих ( 4+2 = 6).

Во втором обществе человек получает 3 доллара, банка хороших консервов стоит 2 доллара, а банка плохих – 1 доллар. Этот человек тоже может купить 1 банку хороших консервов и 1 банку плохих (2+1 = 3).

По сути, разница в зарплатах НИВЕЛИРОВАНА ЦЕНАМИ. Уровень и качество жизни двух людей (несмотря на формальное долларовое превосходство первого из них) – одинаковы. Им обоим доступна только 1 банка хороших консервов и только 1 банка плохих.

Теперь – ВНИМАНИЕ! – раскрываем границы. Создаем общие правила для общего рынка. Что случится? Бесспорно, высокие и низкие цены начнут конвергенцию. Дешевые консервы повезут в богатое общество, и там они подорожают. В бедном обществе они тоже подорожают, потому что рынок общий и дешевое утекает.

Из двух разных цен рынок естественным путем произведет СРЕДНЮЮ ЦЕНУ. Хорошие консервы (4 и 2) получат среднюю цену в 3 доллара. Плохие консервы (2 и 1) получат среднюю цену в 1,5 доллара.

Что мы имеем в итоге? Человек с 6 долларами зарплаты может уже не брать плохих консервов: хорошие теперь стоят не 4, а 3 доллара, 3+3 = 6, следовательно, он может питаться только хорошими консервами.

Человек с зарплатой в 3 доллара не может больше брать хорошие консервы, которые стоят теперь 3 доллара. Ему по условиям нашей модели, чтобы выжить, нужны 2 банки консервов. Следовательно, единственный выход для него – брать 2 банки плохих консервов:

1,5+1,5 = 3, он укладывается и выживает.

Что мы имеем в итоге? В обществе, где за труд платят 6 долларов, перестали брать плохие консервы, питаются теперь только хорошими. А в обществе, где за труд платят 3 доллара, перестали кушать хорошие консервы, питаются теперь только плохими.

А до эпохи открытого рынка – всем приходилось делить хорошие консервы с плохими пополам!

А может ли вырасти и зарплата тоже? Нет. Владелец денег вправе платить или не платить. Он может уронить цену на товар тем, что не будет брать его по дорогой цене. Но это правило действует ПРОТИВ наемного труда: работодатели вполне могут уронить цену на труд, перестав платить за труд, который считают дорогостоящим…

--------------------------------------------------------------

Справка по оплате труда:

Труд со времен Маркса принято считать одним из товаров на рынке. Это одна из крупнейших ошибок марксистской политэкономии. В трудах нашей ЕврАПИ с привлечением большого фактологического материала доказано, что труд - ЭТО НЕ ТОВАР, А ПООЩРЯЕМОЕ ДЕЙСТВИЕ. Или, соответственно, не поощряемое. Точно так же, когда любящий отец дает малышу конфетку за рисунок (детскую мазню) - он не покупает рисунок малыша, а поощряет его рисование.

У товара нет объективной цены, но есть объективная составляющая в цене. Этим товар и отличается от труда. Объективная составляющая - во-первых, ограниченность сырьевых ресурсов, вложенных в товар (человечество растет, а земля все та же), во-вторых - необходимость согласования цены товара со всеми участниками цепи разделения труда при его изготовлении. Если я продаю маринованные огурцы, а фермер мне их продает сырыми, то я не могу продавать маринованные огурцы дешевле, чем покупаю сырые, иначе разорюсь. Фермер со своими сырыми огурцами вносит объективную (независимую от меня) компоненту в мою свободу установления цен. 

У труда нет объективной составляющей в его цене. Количество людей на планете стремительно растет (от 300 тыс в палеолите до 7 млрд наших дней), следовательно, предложения на рынке труда все больше. Напротив, автоматизация и механизация требуют все меньше рабочих рук: где нужно было 100 человек, теперь работодатель обходится и 10, где нужно было 10 - обходится одним. Получаются тиски, сжимающий оплату труда с двух сторон одновременно: людей НУЖНО все меньше, а ПРЕДЛАГАЕТСЯ их все больше.

Если количество сырья на планете ограничено, то количество трудовых ресурсов неисчерпаемо и стремительно возрастает. И цену труда ни с кем согласовывать не нужно, как это было в примере с сырыми и маринованными огурцами. Поэтому - без искуственных мер правительства и социал-демократии - оплата труда непременно свалится к показателю "около ноля", где и будет стагнировать по естественным законам и тендециям экономики.

Поэтому оплата труда - это не покупка труда, как товара (здесь Маркс кардинально ошибся) а поощрение человека, чтобы действовал в том же духе. Огромное количество труда производится человечеством бесплатно - то есть трудовое поведение имеется, а поощрять его никто не хочет. Если общество сваливается в негативный тренд, то поощряется все меньше видов-разновидностей труда и все скаредней...

--------------------------------------------------------------

Именно поэтому чаще всего зарплаты не растут вслед за ростом цен. Привычка работодателя платить строго определенную сумму рождает и другую привычку – не переплачивать…

Мы с вами на условном примере с консервами рассмотрели механизм импорта благ и экспорта хаоса (энтропии) странами с высоким уровнем зарплат в страны с низким уровнем зарплат.

Свободная торговля имеет встроенный в неё естественный механизм делать богатых богаче, а бедных беднее. Она вывозит из «конченных стран» все хорошее, что только там может быть, и наоборот, переправляет туда все плохое. Ведь не только консервы бывают хорошими и плохими!

Вазген АВАГЯН, специально для ЭиМ.; 20 января 2013

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.