Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 59,6564 руб.
  • Курс евро EUR: 66,6780 руб.
  • Курс фунта GBP: 75,9903 руб.
Июнь
пн вт ср чт пт сб вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Когда под лежачий камень потечет вода?

Когда под лежачий камень потечет вода? Ждать прихода лучших времен, светлого будущего, прекрасного завтра, «у моря погоды», или еще «когда под лежачий камень потечет вода» - любимое занятие несметного числа наших соотечественников. Причем, не только простолюдинов с крошечным багажиком знаний, но и многих из тех, кто по роду своей деятельности должен эти самые знания распространять. Обратите внимание, чем заканчиваются критические статьи многих журналистов. Примерно такими словами: «Да, безобразий у нас много, и остается только ждать, когда это безвременье пройдет, и наступят лучшие времена». То же самое говорят известные персоны в интервью с ними, когда им задают соответствующие вопросы. «Литература сегодня ужимается до 140 знаков – объема записи в Твиттере. И это ужасно! – заявляет министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский. - Но надеюсь, время все расставит по своим местам».

«В Рай на чужом горбу не въедешь»

Старая истина

«Бездеятельное желание рождает чуму».

Уильям Блейк

Обратите внимание: не сам министр, не подведомственные ему организации, не люди, а некое, не имеющее материального воплощения, время должно исправить ситуацию! Другими словами, он, мало того, что расписался в полной неспособности решить озвученную им проблему, но и снял за это со всех ответственность. Можно преспокойно наблюдать за деградацией в данном случае литературы и дальше.

«Мы не можем завезти «правильных» управленцев, и в одночасье чиновники не начнут работать эффективно, - говорит советник президента Башкирии по культуре, известный музыкант Олег Киреев. – Нужно время, чтобы пришли ответственные люди с пониманием и профессионализмом». Под этими словами мог бы подписаться едва ли не каждый, радеющий за судьбу нашей страны. Но совершенно непонятно: на чем основана такая железобетонная уверенность, что со временем обязательно придут ответственные и порядочные профессионалы? А почему не может случиться наоборот? Ведь если будущее страны отдано на откуп времени, а сами люди, от которых что-то зависит, ничего не делают, то исход непредсказуем. Я бы даже сказал, основываясь на наблюдаемой реальности, что вероятность отрицательного исхода более возможна.

«Человечество еще очень молодо и бестолково, мир еще долго будет принадлежать злодеям и дуракам, - писал в газете «Труд» Вячеслав Пьецух.- Следовательно, и классический, и новейший капитализм в русской редакции суть необходимое зло, которое нужно пересидеть. Как западный мир пересидел своих горлопанов, как мы большевиков пересидели, так и этих нужно пересидеть». «Замечательные», успокаивающие, убаюкивающие слова! И главное делать ничего не нужно – просто пересиживать!

Люди словно сговорились одинаково отвечать на острейшие вопросы времени. Все в ожидании наступления лучших времен. Ждут, что произойдет чудо - придет «добрый дядя», или «хороший барин», либо Творцу всего сущего надоест смотреть на все это безобразие и Он все вокруг преобразит. К нашей всеобщей радости. И заживем мы, ну как в раю!

«Россия всегда была богата на выдающиеся личности – они и сейчас есть, но их единицы. А основное – инертная масса, - говорит кинорежиссер Владимир Хотиненко. – Инертность халявы – вот это наше, генетическое! Чтобы «по щучьему велению» или чтобы Серый Волк помог. Сказки-то так просто не возникают!»

Вполне справедливым выглядит возмущение главы Администрации Президента России С. Иванова: «85% всех обращений в адрес президента сводится к бытовым просьбам… Почему у нас все должен решать Кремль? Вплоть до замены лампочки в подъезде?»

Говорят, лучшие умы России почти 20 лет никак не могут родить национальную идею, которая объединила бы наш народ. А мне кажется, она давно найдена. Разве позиция всеобщего ожидания притока воды под лежачий камень нас не объединяет? Что сказать: хорошая это идея, или не очень? Наверное, хорошая, если вселяет надежды в столь большие массы народа, в самые разные его слои. Люди верят в доброе и справедливое, живут с этой верой всю жизнь, стареют и умирают. Правда дождаться им ничего не удается, зато они благополучно передают эстафету своим потомкам, которые с не меньшим успехом продолжают дело отцов. Так и проходит за веком век.

По мысли Эпикура, надежда – один из главных врагов человеческого рода. Человек всегда надеется на то, что жизнь завтра станет лучше, чем сегодня. Что новый правитель будет добрее и умнее старого. Что люди перестанут быть такими жестокими и глупыми. Но ничего этого не произойдет, уверял философ. И советовал лучше заняться изменением самого себя.

Поскольку хороший барин все не приходит, стало привычным делом (как поесть) поносить на чем свет стоит власть, руководство, начальство. «Ну что за безобразие - что ни начальник, то сволочь! Когда же нормальные люди придут в руководство?»- слышим на кухне, на улице, в очереди, по телевизору и читаем в газетах. «Когда русскому человеку особенно плохо живется, он обвиняет в этом жену, погоду, Бога – всех, кроме самого себя, - писал Максим Горький. – Такова русская натура, мы всегда жалуемся на кого-то со стороны, чтобы оправдать нашу глупость, лень, наше неумение жить и работать».

Люди совершенно не хотят немного подумать, чтобы получить ответ на свой извечный вопрос. А мне в этой связи пришла в голову шальная идея - подумать за них всех. И вот какой, совсем короткий, ответ пришел: «Никогда!» Как в знаменитом стихотворении Эдгара По «Ворон», помните? Никогда мы не дождемся прихода «доброго дяди», который все для нас и за нас сделает. А чтобы в меня, покусившегося на святая святых, не полетели со всех сторон гнилые помидоры, приведу ход своих рассуждений. В надежде, что все-таки останусь жив.

Думаю, что наблюдаемое массовое пассивное ожидание чуда прекрасной жизни основано на внушенном в детстве мифе о том, что добро всегда побеждает зло. Помню, когда я учился в школе, его с пафосом повторяли практически все учителя. И почти все взрослые, так или иначе принимавшие участие в моем воспитании. И я, как и другие мои сверстники, верил в эту «истину», как в дважды два.

Миф об обязательной победе добра во многом исходит от сказок, с которых начинается детство и в которых добро часто побеждает зло. Хотя предостаточно и сказок с противоположным концом, но родители стараются их не читать детям, чтобы огородить их от негатива. Немалую роль сыграла и религия. Так, в христианстве народу двадцать веков внушается мысль о втором пришествии Иисуса Христа, который покарает всех злодеев, облагодетельствует праведников и установит вечный рай на Земле. Еще один источник данного мифа - бульварные романы и массовая продукция Голливуда с обязательным хэппи эндом. Следует обратить внимание на то, что ни такого рода голливудская продукция, ни бульварные романы к искусству не имеют никакого отношения. И потому стоит ли им так верить? Если же обратиться к классическим произведениям, отражающим реалии жизни, то довольно быстро обнаружится, что там счастливые концовки случаются не чаще трагических.

Из любого, даже самого плохого, учебника истории следует: несправедливость и зло почти всегда царили на Земле. Почему так происходило и происходит? Разберем это на простом примере. Представим двух мужчин, которые выдвинули свои кандидатуры на должность городского главы. У них примерно равный послужной список: престижное образование, активная профессиональная деятельность, отличные характеристики. Их шансы как бы равны. Но один из них - сама порядочность, честность и благородство. А другой - такой, как все во властных структурах – беспринципный карьерист. Так вот: практика показывает, что у второго гораздо больше шансов на победу. Почему? Потому что первый претендент будет вести честную борьбу по всем правилам. А второй так, чтобы победить. Любой ценой! Победителей не судят - это его принцип. Если потребуется, он прибегнет к подкупу, угрозам, шантажу, к чему угодно - у него руки развязаны, его не отягощают муки совести. Он не боится совершить грех, нравственность для него – химера, как и кара небесная. Первый же никак не сможет переступить через совесть и мораль.

Кто же победит? Понятно, что второй. Вот потому-то такие люди и оказываются всегда во власти, и вчера, и сегодня, и завтра. Откуда же взяться «доброму барину»? Очень редко честные и благородные все же проникают наверх, но держатся там, как правило, недолго. Окружение злодеев делает свое черное дело. Поскольку беспринципные интриганы и карьеристы легко побеждают рыцарей и джентльменов, вся известная человеческая история - это торжество несправедливости и зла. Вот и ответ на вопрос: почему все так плохо в нашем мире. Так было, так будет! «История - это практически всего лишь журнал регистрации преступлений, глупостей и несчастий человечества», - писал английский историк Эдуард Гиббон.

Так, когда же потечет вода под лежачий камень? Очевидно, когда рак на горе свистнет.

Мне могут сказать: «Ты - злодей! Покусился на общенародную надежду».

Но это не совсем так. Говорят, из любого положения можно найти выход. Можно. Но для того, чтобы пойти по нему, нужно освободиться от многих мифов, основательно пересмотреть свои взгляды и навсегда забыть о своем ожидании «у моря погоды». «У Бога нет других рук, кроме твоих», - это сказано каждому из нас, а не виртуальным «добрым дядям». «Бог дает только ноги, но ходить каждый должен сам, - учил Конфуций.- Он дает птицам возможность вить гнезда, но делают они это сами». «Будьте терпеливы, - говорил О.М.Айванхов.- Надо уметь ждать. Но...работая».

«Будущее вырастает из всех итогов прошлого, - говорилось в Программе бывшей концептуальной партии «Единение». – Что посеешь в настоящем – то и пожнешь в будущем. Так что думайте, прежде чем что-то сеять, чтобы не плакать от бессилия, когда посеянное вами вырастет и предъявит вам счет».

Игорь Вайсман, Уфа; 5 февраля 2015

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.