Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 57,4762 руб.
  • Курс евро EUR: 60,4535 руб.
  • Курс фунта GBP: 71,8050 руб.
Февраль
пн вт ср чт пт сб вс
    01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28          

Н. БОБРОВ: ЧЕМУ МЕРА - ДЕНЬГИ?

Н. БОБРОВ: ЧЕМУ МЕРА - ДЕНЬГИ? Николай Бобров убеждён: "Выше денег - полное и правильное понимание их природы". В известном смысле "выше" - пишет он - я не готов пуститься в отвлечённое рассуждение о том, что "нельзя купить за деньги". Да и - часто расхожие суждения ошибочны или неполны - "здоровье не купишь", да - но если продолжить эту мысль, то окажется, что за деньги нельзя купить ничего, что не создано, или пока не создано человеком. Не купишь здоровья так же, как не купишь полуденного солнца на закате и глотка воды в безводной пустыне, если нет рядом человека, готового продать эту воду. И есть предел - люди научились хранить в сосудах и перемещать воду туда, где она нужна, и пока она есть на Земле, её можно купить и в пустыне. Может быть и здоровье, или, по крайней мере, очень качественную медицину можно будет "купить за деньги", может быть это можно уже и сегодня - только очень дорого. Но - никогда не станет возможным купить прошедший день и возможность изменить совершённые уже поступки.

Конечно, нельзя купить счастье, нельзя купить любовь - это так, но что касается почти всего остального - "не купить" почти всегда означает "отнять", "украсть", "выманить" и, исходя из этой простой мысли - не стоит слишком уж морализировать на тему "всё покупается, всё продаётся" и усматривать в этом факте корень несовершенств мира.

Если любишь - ты просто готов давать, не требуя ничего взамен и это - высшее.

Если покупаешь - ты что-то хочешь для себя, но что-то отдаёшь и в этом можно усмотреть высокое.

Но возможно ли не Высокое, но Высшее, действительные достижения человеческих Разума и Духа, олицетворённые в движении денег?

Я думаю - да.

Есть несколько уровней, на которых человек оперирует деньгами.

Первый - личность или домохозяйство, минимальный, атомарный (в случае с настоящей семьёй) экономический элемент. Здесь деньги образуют противопоток непосредственно человеческому потреблению, и, таким образом, требуя хозяйственной смекалки и счётных умений, совсем немногое оставляют сфере человеческого духа. Ну, разве - в известной альтернативе "книга/булка" вытекающей из общего понимания теории "вменённых стоимостей" или издержек, но, признаем, что запрос на книгу, правильный, неистерический и плодотворный, возникает лишь после "булки". "Сытое брюхо к науке глухо", это так, но даже в "хлеба и зрелищ" хлеб насущный стоит на первом месте.

Второй уровень - предприятие, производственная единица или их объединение. Здесь человек, научившийся управлять производственными активами, думает "двойной записью", раскрывающей ему не только то, что есть в наличии, но и происхождение активов - что своё изначально, что получено по займу и что заработано (или потеряно). Управляющий предприятием человек научается думать в категориях производственного и финансового (большого производственного, включающего оборот дебиторской задолженности) цикла, он буквально физически ощущает, как денежные активы заменяются на другие, как овеществлённые деньги движутся по кругу "запасы-незавершённое производство - готовая продукция/товар - кредит покупателям".

Он, управляющий, четко осознаёт реальные размеры того, что Маркс именовал "деньги штрих" - реальной добавленной стоимости, подлежащей, за уплатой налогов, распределению на три равнозначимые части - воспроизводство самого предприятия (простое, но желательно - расширенное воспроизводство), воспроизводство трудовой способности (оплату труда) и предпринимательский доход. И лишь третья часть, та, которая в уставе любого предприятия обозначена первой - "извлечение прибыли" для него суть деньги "потраченные", расходование которых в дальнейшем никак не связано с производственной деятельностью.

В деятельности предпринимателя (собственника, управленца - не суть важно) есть место Высокому. Был великий Форд, который думал о машинах, но и о тех, кто будет покупать эти машины. Было много людей, прекрасно понимающих, что "сокращение издержек" (сокращение ради временного увеличения предпринимательского дохода, выплат на акцию) - тупиковый путь. Но были и те, в пределе обозначенные Михаилом Успенским как:

- пришли эфективные минетжеры и всё соптимизировали.

Были люди, гениально угадывающие новые направления и перекидывающие в них средства, заработанные старыми "дойными коровами" - были и те, кто круто пролетал в этих вопросах.

Настоящий управленец, повторюсь - собственник или наёмный менеджер - не важно - человек занятый очень интересным делом. Его и только его можно уподобить в современном мире капитану корабля в одиночном плавании, или, согласно классическому морскому уставу "Второму после Бога".

И, опять же, в пределе, в желаемой цели деятельности и предназначении, он, предприниматель, способен достичь если не Высшего, то Очень Высокого, а именно - дать людям новые возможности, которые можно купить за деньги. (Поясню - предприниматель в союзе с творцом, в жизни это не всегда одно лицо, совпадение есть скорее счастливое исключение, чем правило, хоть и говорится, что "талантливый человек талантлив во всём" - не всегда это так. Великая книга Айн Рэнд "Атлант" ставит знак равенства между понятиями "творец" и "делец" - и в этом её главная натяжка, главный источник неполного согласия с её идеями).

Но никогда предприниматель не вырвется за отведённые ему пределы, никогда он не станет выше денег - таков положён ему предел. И это происходит потому, что он расстаётся с деньгами - он платит их и вводит в оборот иные, овеществлённые активы. Он не видит их все.

Самый верхний уровень, на котором человек имеет дело с деньгами - это уровень эмитента. Здесь деньги меняют свою природу, здесь деньги никуда не исчезают и всегда остаются в поле зрения и под управлением эмитента, здесь они - не мерило богатства, а лишь универсальный способ счёта, здесь нет места понятию "издержки", здесь издержки одной учётной единицы всегда математически равны валовому доходу второй и третьей и последней, продающей свой продукт.

Здесь и только здесь, находясь в непрерывном решении уравнения "эмиссия/резервирование/налогообложение" (налогообложение, включающее в себя тарифно-таможенное регулирование), человек должен думать не о прибыли, а, по большому счёту, лишь о балансе текущего потребления и развития - и о направлениях этого развития. Здесь, как нигде, человек должен физически ощущать, что управляя деньгами страны и народа, он управляет на самом деле текущими навстречу деньгам материальными потоками и трудовыми и интеллектуальными усилиями. Здесь он должен с беспощадной ясностью понимать, видеть места, где деньги замыкаются на деньги, не создавая реальных стоимостей, но отнимая ресурсы производящих отраслей.

Здесь и только здесь он должен чувствовать биение кровотока реальной экономики и выхватывать ростки нового, появившиеся на нашем втором, творчески-предпринимательском уровне, и помогать тому, что может и должно послужить к пользе общества, социума и этноса.

Здесь он должен постичь природу денег до конца и встать над ними.

Здесь Высшее Созидание, соучастие в продолжении Божьего Творения, продолжающегося от века в изменении природы и Человека.

Здесь Высшая Борьба, борьба с Чужими, чужими, распространяющими своё влияние через эмиссию чужих денег. Здесь Война с паразитическими экономиками стран с отрицательным торговым балансом, потребляющими больше, чем производят. Здесь противостояние финансовому насосу, откачивающему обратно деньги, полученные в обмен на реальные ресурсы производящих экономик - через разницу в стоимости привлечения и размещения.

16 сентября 2016

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше
  • ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Говоря о проблеме частного предпринимательства, мы должны разъяснить те стороны вопроса, которые не понимали коммунисты, и не понимают либералы. КПСС после Сталина (подчеркиваем – ПОСЛЕ Сталина) вообще обходилась без частного предпринимательства, что и сделало систему в определённом смысле инвалидом, и предопределило во многом её крах. Либералы же – напротив, думают заполнить всё и вся частным корыстным интересом, думая, что «тут-то и жизнь хорошая начнётся». Но жизнь устроена не так, как думают коммунисты. И не так, как думают либералы. Истина – оказалась между двух основных стульев, на которые сел ХХ век…

    Читать дальше
  • ИЗДАТЕЛЬСТВО КНИГАМИ ПОЛНИТСЯ!

    ИЗДАТЕЛЬСТВО КНИГАМИ ПОЛНИТСЯ! Отдохнуть душой в кипящих буднях огневой современности поможет наше братское уфимское начинание - сетевое издательство "Книжный Ларёк". Он даст вам представление о живом литературном пульсе российской глубинки.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.