Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Декабрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

​ЗАЗЕРКАЛЬЕ «РЫНОЧНОГО ЭКСТАЗА»

​ЗАЗЕРКАЛЬЕ «РЫНОЧНОГО ЭКСТАЗА» Лешек Бальцерович — один из самых известных либерал-реформаторов в мире[1]. Он — инициатор и организатор радикальных реформ в Польше[2], сделавших страну мрачными и вымирающими задворками в ЕС. Поляки в чисто демографическом плане вымирают[3] - если предоставить событиям идти своим ходом, то поляков, как подвида человеческого рода через какое-то время не останется (что, может быть, не так плохо, как на первый взгляд кажется – учитывая роль, которую поляки играли в мировой истории). Это случится чисто экономически – без бомбёжек и террора, благодаря схеме экономики, предложенной Бальцеровичем.

И вот Бальцерович прочитал лекцию в Киеве. 68-летний профессор не сидел ни минуты, энергично ходил по залу. 

Он и сейчас продолжает отвешивать тумаки давно мёртвому льву СССР с юношеским запалом: 

«Давайте вспомним, что такое социалистическая система? Частная собственность запрещена, всюду монополия государства. Вместо рынка было так называемое «централизованное планирование». Это был основной негатив от социализма. Во всех странах, куда дошла красная армия, был такой строй и все потеряли направление… Не было и никогда не будет хорошего социализма с точки зрения экономического развития».

На Украине, где несогласных расстреливают сразу городами, считая трупы не по головам, а тоннами – Бальцерович говорит о социализме: «…сильна была репрессивная система. Все свободы были преступлением, в том числе и свобода слова. Демократии при социализме нет и быть не может. Демократия — это свободные выборы и конкуренция».

Как следует понимать из его слов – без социализма все очень свободно выражаются и делают, что хотят, насилия над личностью нет, как никогда не было ни Ассанжа, ни Сноудена, ни Ларуша, ни Бобби Фишера, ни целых городов Донбасса, разбомбленных за требование «свободного выбора и конкуренции».

Подобного рода чёрно-белый взгляд сразу же вызывает недоверие к профессору Бальцеровичу, и лишает ценности его критику ошибок социализма – которую, безусловно, нужно вести, но без огульно-плакатного очернительства: «Потому крах — это самое хорошее, что могло бы случиться с социализмом» - ерничает Лешек.

После распада СССР Бальцеровичу казалось, что «все страны социалистического блока идут в одном направлении, то есть к демократии». Потому что – «Демократия в политике важна, чтобы была конкуренция. Если нет гражданских свобод, это не демократия. Во-вторых, казалось, что все идут к правовому государству. Ведь если высшая власть — КГБ, это не правовое государство. Правовое государство – это эффективно ограниченное государство. Казалось, что все идут к капитализму. Или, если вы не любите этого слова, к рыночной экономике, которая основывается на частной собственности и предпринимательстве».

Вообще-то, скажем прямо Бальцеровичу, и всем, кто с ним заодно – ОСТАВЬТЕ, НАКОНЕЦ, В ПОКОЕ ХИМЕРУ «ДЕМОКРАТИИ». [4]

То, что вы называете «конкуренцией за власть» - на самом деле гражданская война, а то, что происходит на выборах – это конкурс симпатий к двум представителям одного и того же группового самодержавия. 

Рассуждать, что при «тоталитаризме» все в застенках, а при «демократии» западного типа все купаются в «гражданских свободах» уже смешно – после расстрела ельцинскими «буржуазными демократами» парламента России и фермерскими тракторными атаками банков на Западе. А тем более на Украине, после кровавого путча, сделавшего партию большинства меньшинством, а партию меньшинства – большинством…

Смешно, но Бальцерович сам же говорит о полигархии вместо демократии, четко ограничивая границы фиктивных свобод: «…Но в Греции тоже были свободные выборы. И что случилось? Демократия очень важна, но сама по себе она не гарантирует мудрых решений. Если нет людей, которые следят за политиками. Такой надзор нужен, чтобы политики не действовали по принципу «деда Мороза»… не менее важно, чтобы в обществе были люди, объединенные в разные организации третьего сектора, которые систематически наблюдают за тем, что обещают и делают политики».

Но какова будет цена выборам, если «есть люди, которые следят за политиками» - люди никем не выбранные – но контролирующие всенародно выбранных? Зачем вообще проводить выборы и кого-то выбирать, если за ним потом будет «присматривать» невыбранный? 

Шутка, которую приписывали Николаю II («я не против ввести конституцию – лишь бы она не ограничивала самодержавие») оказалась былью в устах «демократа» Бальцеровича.

Он говорит: «Украина — тоже демократическая страна. В том смысле, что у вас есть конкуренция. Конечно это другая, чем в свободной Европе, конкуренция». 

Безусловно, до сравнивания кассетными бомбами несогласных с центральной властью городов Европа ещё не дошла, хотя опыт расчленения Югославии показывает, что европейские и украинские «демократии» стремительно сближаются по арсеналу «демократических» методов…

Зачем-то Бальцерович опять цепляется к России: 

"Изначально Россия начала эволюцию в демократию. Я встречался с Ельциным, он был большим политиком. Но он сделал одну ошибку, выбрав Путина. Однако трудно винить Ельцина, ведь Путин начал свою карьеру в тот период, когда все должно было становиться лучше, потому что был кризис. И обстановка натуральным способом улучшалась. Благодаря тому, что многие россияне стали лучше жить, теперь они думают, что Путин — Бог. Это очень заметно".

Прочитав такие откровения старого поляка, может показаться, что он выжил из ума. 

Фразы типа «тот период, когда все должно было становиться лучше, потому что был кризис» наводят на мысль, что Бальцерович бредит

Странное уравнивание простой человеческой благодарности за улучшения – «стали жить лучше» и статуса «Бога» («думают, что Путин – Бог») показывает, что Лешек был в жизни за свои проделки весьма обделен людской благодарностью. 

Представляется, что россияне с их религиозным ренессансом прекрасно отличают Бога от успешного правителя, в отличии от Бальцеровича, при котором никто не стал жить лучше.

Бальцерович хвастается: «В Польше с самого начала мы строили такой капитализм, при котором предприятия не зависят от политических связей. Их успех зависит от работы, идеи, эффективности. С другой стороны, в России и в Украине такой капитализм, где владение предприятиями зависит от связей. От политических. Вот главное различие». И совершенно неожиданно довершает: «Капитализм — это свобода».

Последнее надо понимать так, что в шахты спускаются, унитазы моют и мусор лопатой разгребают люди исключительно в силу своего жгучего личного желания, потому что они "свободны выбирать", и могли бы полежать дома или петь в опере, если бы их так сильно не влекло к ассенизаторству.

Первый же тезис бесстыдного хвастовства Лешека – это классическая логическая подмена: «хорошее лучше плохого, я хороший, ты плохой, я лучше тебя».

Что значит – «предприятия не зависят от связей»? Они что там – анонимно общаются, скрывая лица под масками? Закон жизни таков, что все предприятия, всегда и везде – зависят от связей. По-другому быть не может. Безусловно, качество у связей разное, можно связаться с хорошими людьми или плохими, но говорить, как Бальцерович…

Вас удивило бы, если бы он сказал: «Мы в Польше изначально решили не умирать, а вы умираете тут у себя, а лучше конечно, жить, чем умирать»? Так вот, Лешек сказал то же самое, но только на языке экономистов. При всей внешней благообразности противопоставления Бальцеровича – за ним стоит очевидная (и хвастливая) лживость. Как и за словами о свободе, заключенной в капитализме, если, конечно, не иметь в виду свободу рантье-миллиардеров и только её.

«Надо строить такой капитализм, при котором шансы отдельных предприятий не зависят от политических связей» - говорит Лешек. А мы от себя добавим – «и такой, чтобы никто не умирал». Хорошо же!

Советы от Лешека: «Меньше государства, меньше политики, больше конкуренции. Мы получили больший результат, снизив роль системы… улучшились условия для частного предпринимательства. Эти частные предприниматели повели вперед и политиков, и государство. Благодаря тому, что там были политики, которые начали реформы». Странно, что Бальцерович не видит противоречия между своими рассуждениями о демократии, и о том, что «частные предприниматели повели вперед и политиков, и государство».

Так всё-таки: народное ли большинство решает, или «частные предприниматели» (1% населения)? 

Либералам и демократам в целом нехудо бы решить для себя этот вопрос, а то они всё время путаются. Кроме Юли Латыниной, циничной умницы, давно уже заявившей, что рынок несовместим со всеобщим избирательным правом…

Советы Бальцеровича банальны для либерала: «…сбалансировать бюджет. Если есть такие высокие налоги, как у вас, и бюджетный дефицит, то это значит, что издержки слишком высоки. Нужно их сокращать. В большинстве случаев людям неприятно сокращение издержек, но оно может предотвратить намного более страшные последствия… Социализм был плохой системой, он показал, что никто не хочет работать, потому что не было эффективных стимулов. В Польше и в Чехии мы провели реформы, и теперь работают даже те, кто не любит работать... мы были первой страной, которая переходила от социализма к капитализму в очень драматической обстановке. Мы накопили громадный опыт, у нас нет никаких тайн… Нужно устранить громадные субсидии. Это мы сделали в первую очередь. И другие страны сделали это 15 лет тому назад. Да, пострадают беднейшие, но это надо сделать. Субсидии ослабляют вашу экономику… Вам нужно инвестировать в армию… А есть у вас резервы? У вас самый низкий пенсионный возраст. Я знаю, что пенсии низкие, но миллионы и миллионы пенсионеров — это миллиарды и миллиарды гривен. У нас тоже так было. Но мы это изменили, повысили пенсионный возраст до 67 лет. По крайней мере, вы шаги в этом направлении должны сделать. Государственные предприятия нужно профессионально подготовить к приватизации».

Эти советы Бальцерович завершает неожиданным: «У вас есть демократия, используйте ее». 

Для чего использовать демократию – для отмены субсидий и повышения пенсионного возраста? 

«Покажите, что вы не Греция… Война олигархов намного лучше, чем государственная монополия» - завершает архитектор польского вымирания.

+++

Такой вот предсказуемый Лешек Бальцерович. 

И нельзя сказать, что метод Бальцеровича (как и весь этот либеральный инструментарий) не работают. Они работают, и очень эффективно работают. В этом – секрет их долголетия и регулярного рецидива попыток либеральных реформ…

Если говорить просто и кратко – Бальцеровичи всех народов представляют себе общество, и его экономику в виде эдакого воздушного шара. Пока шар летит – ладно. Начал снижаться – нужно сбрасывать балласт.

И тут очень важный вопрос – что для них балласт?! Балласт для них – люди. Если сбросить много балласта (людей) – снижавшийся шар вновь взмоет под облака с оставшимися пассажирами.

И полёт в новом составе продолжится до следующего снижения – когда опять выкинут из корзины кого-то из людей, чтобы облегчить конструкцию…

Никто из либералов никогда этого не скрывал. Все они понимают, и заявляют, что машина либерализма работает на человечине (странно только, что это перемежуется у них с рассуждениями о всеобщей равноправной демократии).

Безусловно, если люди, имеющие на руках козыри в игре, выбросят за борт тех, кто при раздаче козырей не получил – уровень жизни оставшихся повысится.

Понятно, что объемы питания зависят не только от количества еды, но и от количества ложек: чем меньше ложек раздашь, тем больше на каждую достанется...

Задача классического человеколюбия заключалась не в том, чтобы увеличить рацион и без того успешных, удачливых, а в том, чтобы ВЫТАЩИТЬ ВСЕХ. 

Классическое человеколюбие не делит утопающих на классы, сорта и статусы. Именно на это покушается механизм либеральных реформ: часть угробим, еда угробленных достанется оставшимся…

За этим тезисом, отчетливо звучащим в лекции Бальцеровича – большая и потусторонняя для европеоидной расы философия. 

С.Кургинян остроумно назвал её «многоэтажное человечество»: когда одна часть человечества сознательно и системно снимает с себя ответственность за другие. По принципу – «ну и что, коли они в рабстве; мы-то ведь не в рабстве! Умирают – нам нет дела; мы-то не умираем!».

Такая программа лежит в основе либеральных реформ, «сбрасывающих балласт» в виде «лишних» людей – и она, конечно, не могла бы быть даже озвучена, если бы не кризис традиционной (отраженной во всех мировых религиях) морали. 

Бальцеровичи ведут нас в фундаментально-иную реальность, в зазеркалье – где понятие «неудачник (лузер)» выступает не поводом для жалости и сочувствия, а фабулой обвинения…


[1] Конспект лекции Лешека Бальцеровича приведен по http://hubs.com.ua/authority/leshek-bal-tserovich....

[2] Цит. по тексту председателя Национального совета Польского славянского комитета Болеслава Тейковского(19 августа 2014 года): «Материальный доход среднего поляка сегодня в 4 раза ниже дохода грека и в 20 раз меньше дохода немца или швейцарца. Десятки тысяч коммунальных жилых домов были подарены собственникам-спекулянтам, поднимающим квартплату и изгоняющим жильцов. Намеренно заработки и социальные выплаты удерживались на самом низком уровне в Европе, чтобы поляки покидали свою страну и восполняли недостаток рабочей силы на Западе. Пособие по безработице с разными отговорками не выплачивается 83% безработным.

При намеренно заниженных доходах завышены цены на питание, лекарства, одежду и жилье, а также коммунальные выплаты. Здесь также самые высокие в Евросоюзе цены на электроэнергию, газ, телефон, интернет, детский сад и обучение. 25 лет союза Евросоюза (при 38 млн. населения) довели 6,5 миллиона поляков до бедности, 6,1 миллиона поляков до нищеты ниже прожиточного минимума, 2,7 миллиона поляков до голода ниже биологического минимума, 14,5% поляков в работоспособном возрасте – до безработицы, 420 тысяч поляков – до отсутствия жилья, 6 миллионов поляков – до эмиграции, 1,5 миллиона поляков – до депрессии и психических заболеваний, 1,2 миллиона поляков – до наркомании, 30 тысяч поляков – до смерти от холода, голода и наркотиков, 110 тысяч поляков – до самоубийства.

В Польше ограничена научная и просветительская деятельность. Были ликвидированы 4600 просветительских центров: школ, дошкольных учреждений, домов культуры, библиотек, были ликвидированы книжные собрания исторического, эстетического и патриотического профиля.

В школах была сокращена программа воспитания и обучения. Славяне нужны Европе только безграмотными рабами! Ухудшилось состояние здоровья поляков вследствие плохих условий жизни, сокращения объектов здравоохранения и персонала, а также затруднения доступа к лечению. Растущее число заболеваний и смертность, а также эмиграция при отсутствии естественного прироста сокращают население Польши, облегчают приток иностранцев, вытесняющих поляков с рынка труда.

[3] Впервые 2002 году в стране была отмечена естественная убыль населения. Она продолжалась в 2005 и 2006 годаx. Затем, после некоторого улучшения в 2007-2012 года, демографические показатели страны резко ухудшились в 2013 году, когда за первое полугодие естественная убыль населения внезапно достигла 40 000 человек, увеличившись как за счёт падения числа рождений, так и за счёт роста числа смертей. За счёт этих процессов доля Польши в общем населении ЕС постоянно сокращается (с 8,0% в 1999 году до 7,6% в 2009 в границах ЕС-27). Ассимиляция поляков, особенно молодых женщин, помогает другим странам ЕС решать собственные демографические проблемы. При этом в самой Польше за первые шесть месяцев 2013 года число новорожденных 183 тысячи человек сократилось 9 тысяч по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Число смертей при этом выросло на 7,6 тысячи, превысив 202 тысяч.

[4] Даже старейшина американской политологии Р. Даль в 2010 году вынужден был признать, что «наиболее ярко выраженными примерами полигархий являются США и Евросоюз». Для полигархии характерно периодическое перераспределение власти между несколькими группами элиты. Электоральный канал распределения политической власти является одним из основных, но далеко не единственным. Альтернативными каналами выступают бюрократический аппарат, силовые структуры и транснациональные корпорации, которым передана часть государственных функций. Институт политической партии используется как инструмент борьбы элит за власть. Полигархия допускает плюрализм нескольких совместимых идеологий, де-факто являющихся официальными, остальные же жестоко и репрессивно преследует. В полигархии политическое управление осуществляется группами замкнутого правящего класса. Функционируют мощные силовые структуры армии, полиции и государственной безопасности. Бюрократический аппарат в пропорции к общему числу экономически активного населения превышает таковой в государствах, относимых к тоталитарным и авторитарным режимам. Существуют запрещенные и полузапрещенные политические идеологии. Тюрьмы, политические заключенные и неоколониальная внешняя политика являются такими же атрибутами конкурирующей олигархии, как и у иных типов политических режимов. Р.Даль лишь модернизировал античную теорию Полибия о смешанной форме правления на основе синтеза демократических, олигархических и монархических начал [Даль 2010]. Демократия, по замечанию итальянского политолога Дж. Сартори, «должна представлять собой селективную систему конкурирующих избирательных меньшинств» [Сартори 1993: 85]. Трезвая западная политология безмерно далека от плоских агиток Бальцеровича!

Николай ВЫХИН, специально для «ЭМ»; 6 февраля 2015

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР!

    ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР! Издательские услуги сегодня предлагает очень много компаний, каждая со своим набором функций, ценами и сроками. Непосвященному в тонкости издательского дела человеку сложно правильно сориентироваться в этом вопросе. Особенно нет опыта общения с акулами издательского бизнеса, а сделать нужно быстро и качественно. Со своей стороны рекомендуем издательство "для своих" - в котором заказчик почувствует себя в кругу друзей и единомышленников...

    Читать дальше
  • МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ

    МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ От редакции: кратко выраженная суть нашего противостояния с западниками заключается вот в чём. Западники хотят вести нас чередой прозападных либеральных революций, каждая из которых всё глубже погружает нас в задницу. А мы не хотим погружаться в задницу. А либералы западники не хотят, чтобы мы этого не хотели. Они хотят, чтобы мы уподобились украинцам, у которых лесенка майданов сводит общество в каменный век, рождая в массах восторг и эйфорию «избавления от культуры»…

    Читать дальше
  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..