Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 57,2721 руб.
  • Курс евро EUR: 67,3577 руб.
  • Курс фунта GBP: 75,5190 руб.
Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

НОРМА, ПОЛИНОРМИЯ И НЕНОРМАЛЬНОСТЬ

РАЗЪЯСНЕНИЯ К ПРЕДЫДУЩЕЙ СТАТЬЕ

НОРМА, ПОЛИНОРМИЯ И НЕНОРМАЛЬНОСТЬ Если мы говорим о таком явлении, как НОРМАЛЬНОСТЬ (психиатрическая нормальность, нормальная жизнь и т.п.), то, безусловно, не сможем обойтись без понятия НОРМЫ. Как же может быть НОРМАЛЬНОСТЬ, если не установлено НОРМЫ, и относительно чего нормальной будет нормальность? Поэтому понятие НОРМЫ безусловно необходимо. Но в то же время речь не может идти о любой норме: мало ли игровых правил придумано для узко-специфических случаев, их никак нельзя возводить во ВСЕОБЩУЮ НОРМУ.

Например, у игры в шахмат своя норма (правила поведения игрока), у игры в шашки она другая, а у боксеров – совсем иная, и даже, можно сказать, противоположная шахматной.

Поэтому в анализ нам необходимо включить ПОЛИНОРМИЮ – множественность норм установленных частным и временным порядком для узкой специфики жизни.

Никакая норма из реестра ПОЛИНОРМИИ (множественности специальных норм) не может управлять ВСЕМ поведением человека, его жизнью, его нравственностью и ответственностью перед обществом.

Гениальный шахматист вполне может быть и преступником, и сумасшедшим – то есть НЕНОРМАЛЬНЫМ в том смысле, которое вкладывает в понятие НЕНОРМАЛЬНОСТЬ общество. И пусть при этом он блестяще освоил нормы шахматной игры и поведения за шахматным столом – владение узкой отраслевой нормой ещё не делает его нормальным в общечеловеческом смысле слова.

В чем же была катастрофическая ошибка коммунистов, с их «моральным кодексом строителей коммунизма», и почему провалилась советская попытка построить общество нормальных людей? Почему советское общество в конечном итоге свалилось в массовую психопатию, которую мыслитель А.Зиновьев в 1988 году назвал «состоянием взбесившейся помойки»?

Коммунисты, написавшие очень хороший моральный кодекс, не проанализировали разницу между Общей Нормой поведения и Полинормией. Дело в том, что любая норма в полинормии – ОТНОСИТЕЛЬНА. Что из этого следует? Общая Норма, чтобы выйти из заурядного строя узких нормативов для немногих, должна признаваться АБСОЛЮТНОЙ. Но для этого она должна отрицать свое человеческое происхождение, тесно привязываться к Небесам, божественному, священному, сакральному. Во-первых, потому что само понятие Абсолют, диалектически противостоящее Относительному в научной философии – есть синоним имени Божества. Но, во-вторых, (самое главное) – нормы, писанные людьми, людьми же и опровергаются.

Если норма не абсолютна – она относительна. Если она относительна – то писана под конкретный случай. И, следовательно, если я посчитаю, что мой случай – другой – я легко отброшу относительную норму и заменю её собственной, на мой взгляд, более подходящей конкретике случая. При этом не будем забывать, что человек по определению имеет свойство ошибаться – и норма, написанная человеком, для критически мыслящей личности всегда спорна.

Поэтому Общая Норма должна быть сведена с Небес, чтобы ей подчинялись беспрекословно и без ревностного стремления «превзойти-опровергнуть».

«…С простыней рваных, срываться, ревнуя к Копернику»- писал В.Маяковский. Откуда ревность к Копернику? Коперник – человек, я тоже человек, значит, я могу его превзойти. Стану ли я рабски ему поклонятся? Нет, конечно, и не подумаю!

1. Если Общая Норма не сведена с Небес, то она земная, людская,

2. Раз людская – людьми же может быть и опровергнута,

3. А раз может быть опровергнута – как Общая Норма уже не действует,

4. Но если нет Общей Нормы – мы попадаем в общество НЕНОРМАЛЬНЫХ…

Таким путем движется наш разум, постигая причину и природу общественной ненормальности. Её синоним у психиатров – неадекватность. Что такое неадекватность? Противоположность адекватности. Что такое адекватность?

Адекватность модели – трактует словарь- это соответствие модели моделируемому объекту или процессу. «Психологос» сообщает: «Быть адекватным - это быть таким, каким требуется». Кому требуется? Не дает ответа... Википедия пишет: «Адекватность — совершение одних и тех же поступков в аналогичных ситуациях».

Но самое интересное - толковый словарь иноязычных слов сообщает: адекватный [< лат. adaequātus приравненный] – это «вполне соответствующий, совпадающий, тождественный». С чем тождественный? С чем совпадающий? Чему соответствующий? Ясно ведь, что заданному ИЗВНЕ стандарту поведения - сверхчеловеческому, потому что человек равняется на него; нельзя же равнятся на самого себя!

Адекватность вообще, и адекватность психическая в частности – суть есть точное копирование шаблона. Шаблон должен быть задан. Могут его задать люди сами по себе? Нет. И не только потому, что «людям свойственно ошибаться». Всякое слово, сказанное человеком, не имеет преимуществ перед другими словами, сказанными другими людьми. Равноправие – наш идеал, не так ли? И если один скажет одно, другой другое, третий третье – то где и как взять ОБЩУЮ НОРМУ ДЛЯ ВСЕХ?!

Чем норма, данная людям людьми принципиально отличается от других праздных домыслов человеческой фантазии? Почему, например, норма, запрещающая людоедство в христианстве кажется нам нормальной, а норма инков, считавших ритуальное людоедство священным долгом избранных граждан – кажется ненормальной и уродливой? Не потому ли, что в глубине души и на уровне паттернов все наши атеисты остаются христианами?!

Человек не может даровать священную норму для всех. Единственная лазейка для тиранов в данном случае – объявить человека-нормировщика святым, пророком, сверхчеловеком, что, собственно, и попытались сделать коммунисты с Марксом и Лениным, создав (по нужде – Маркс и Ленин этого категорически не хотели) – своеобразный религиозный культ марксопоклонников и ленинопоклонников. Святость, небесное происхождение изрекающих нормы – единственный способ сделать нормы устойчивыми в глазах общества. Как ни юлили коммунисты – при всем своем атеизме от этого не ушли.

Никакая общая нравственность не может быть основана на болтовне простых обычных людей, на «личной совести каждого» - потому что личная совесть – штука весьма эластичная и весьма непоследовательная. Мне моя личная совесть велит поступать так, а другому позволяет эдак. Именно поэтому демонтаж нелепого (очевидного в своей нелепости даже своим исповедникам и осужденного даже самим Лениным) ленинопоклонничества в СССР, первые же попытки подойти к нему, как к человеку, критически осмыслить его путаное наследие – сразу же обрушили и советское государство, и советский образ жизни. Дом оказался построен на песке.

Распад всякой нормальности в психике и поведении, всякой адекватности, пляски буйнопомешанных, которые явлены были в России в 1989-99 годах, ныне догоняющей волной настигли и Западное Общество, Европу и США.

Патогенез общественной психики в СССР и на Западе протекал по разному. В России религиозность (т.е., с точки зрения социопсихики – потусторонняя, внешняя для человечества Норма Поведения) была разрушена мощным ударом молота большевистской одержимости. Взамен насаждалась новая модель религиозности, крайне противоречивая и во многих местах откровенно абсурдная, в итоге оказавшаяся нежизнеспособной. На Западе религиозность подверглась постепенному размытию и выветриванию, постепенному угасанию. Это различие определило некоторую историческую разницу в советской и западной судьбе: на Западе Общепринятая Норма Поведения умерла после тяжелой и продолжительной болезни, а в России была убита страшным ударом.

Однако СОЦИОПАТОЛОГИЮ НЕ ОБМАНЕШЬ, это строгая, хотя и новая наука. Отмена религиозности для общества всегда оборачивается отменой нормальности, адекватности. Главной симптоматикой социопсихического кризиса выступает следующая группа факторов:

1. Неспособность народа к продолжению рода, вымирание, связанное с дефектом массовой психики (т.е. не имеющее или имеющее лишь второстепенно биологические, физиологические причины вымирания).

2. Взрывной рост самых безобразных форм криминальной активности, преступности и бандитизма, причем в форме вытесняющего «воровской закон» «беспредела».

3. Нарастающая всеобщая морально-бытовая неряшливость, разложение, поведенческая всеядность, терпимость массы к самым уродливым проявлениям отклоняющегося поведения.

4. Психическая пандемия халатности, недобросовестности, необязательности, игривости в поведении, несерьёзности и инфантильности в сознании масс. Нарастающий в связи с МАССОВОЙ НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬЮ вал техногенных катастроф и обрушение всей инфраструктуры человеческой жизни.

5. Полный обвал показателей в т.н. «моральной статистике» - т.е. статистическом учете количества убийств, самоубийств, психоклинических расстройств, разводов, внебрачных детей, проституции и т.п., приходящихся на душу населения.

6. Массовое, тотальное проявление двоедушия, лукавства, двойной морали со стороны людей, постоянно выдающих себя не за тех, кем они являются на самом деле, изощренно-лицемерных, шизофренически раздвоенных в моделях поведения «на публику» и в узком кругу.

Как видим, основные симптомы ОБЩЕСТВЕННОЙ НЕНОРМАЛЬНОСТИ в позднем СССР и на современном Западе совпадают. Разными путями два рукава развития белого человечества пришли к одной могильной яме. Что нам необходимо осознать на краю этой ямы?

Религиозность – вещь крайне опасная, рискованная, как и всякое сильнодействующее средство. Она чревата т.н. «заклинивающими психопатиями» верующих, при которых формируется зомбированный одной-единственной маниакальной идеей фанатик.

Но и безрелигиозность – страшное средство распада социопсихики и полного разложения всех основ человеческого общежития. Поэтому всякие шутки и игры с религиозностью недопустимы. Всякие «изобретения новых религий» (чем согрешили коммунисты) или «реформирования старых религий» (чем согрешил Запад) могут катастрофически нарушить баланс психического равновесия человека, деформировать обмен образами в психике, не менее важный, чем обмен веществ в организме.

При разного рода идеологических подвижках необычайно возрастает вероятность СОЦИОПАТОЛОГИИ – психической основы поведения, ведущего к гибели организма и/или его рода. И потому здесь недопустимо никакое экспериментирование и критика основоположений без крайней нужды.

А. Леонидов-Филиппов.; 16 ноября 2012

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.