Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 56,4988 руб.
  • Курс евро EUR: 63,1713 руб.
  • Курс фунта GBP: 73,3467 руб.
Май
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

В.АВАГЯН: "СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК..."

В.АВАГЯН: "СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК..." ​Часто можно услышать такую притчу (под названием «Богатый турист») вся соль которой – определить, где подвох. Притча рассказывает о деньгах, и о том, что ради них делают всё – тогда как сами по себе они – парадоксальным образом ничто! Напомню суть дела: «В некий городок приехал богатый турист. Оставив в залог $100 хозяину гостиницы, он поднялся посмотреть комнаты отеля. Хозяин гостиницы, не медля ни минуты, берёт купюру и бежит с ней к мяснику отдать долг. Мясник, с купюрой в руках, бежит к фермеру и отдаёт ему долг за говядину…

Фермер отдает долг владельцу автомастерской.

Владелец мастерской направляется в местный магазин и отдаёт долг за продукты.

Хозяин магазина бегом в местное турагентство - отдать долг. Менеджер турагентства сразу бежит к хозяину гостиницы и отдаёт ему долг за комнаты, которые в кризис снимали для клиентов в долг...

В этот момент обратно спускается турист и говорит, что не нашёл подходящей комнаты, забирает залог и уезжает. Никто ничего не получил — но весь городок теперь живёт без долгов и с оптимизмом смотрит в будущее. Так в чем суть этого фокуса? – обычно лукаво спрашивает рассказчик.

По многочисленным «заявкам трудящихся» объясняю суть фокуса.

В притче деньги – очевидное, исчезающее, растворяющееся в воздухе НИЧТО. Однако они – будучи ничем – всем зачем-то отчаянно нужны.

Конечно, если бы описанный случай был в жизни – участники сделок договорились бы друг с другом «бартером» и поладили бы до приезда богатого туриста путём взаимозачета.

Однако соль и перец в притче есть.

И они заключаются в самом заголовке сказки. «Богатый турист» - раз назван «богатым», инстинктивно воспринимается рассказчиком как хозяин жизни. Неважно, сам ли он – будучи хозяином территории, печатает доллары, или он – только фаворит хозяина, печатающего доллары.

Прямо или опосредованно, но богатый турист выступает в роли ХОЗЯИНА ЗЕМЛИ. Он выдает РАЗРЕШЕНИЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ хозяйствующим субъектам. После выдачи этого разрешения обменные процессы начинают идти по своим законам, но до такого разрешения они не могли начаться.

Почему? Ответ очень прост: хозяин территории не дал (не выпустил в оборот) денег – значит, он запретил хозяйствовать на своей территории. Если у вас есть огород, то вы поймете о чем я.

Допустим, на вашем огороде можно вырастить и тыкву, и свеклу, и патиссоны и морковку. Если разные люди будут на разных грядках ВАШЕГО огорода их выращивать – они могут потом ими начать меняться. Но поскольку они растят овощи на ВАШЕМ огороде, то для обмена (как и для выращивания) им нужно ваше разрешение.

Вот это разрешение власти на деятельность и является деньгами. Сами по себе деньги – что-то вроде весов, линейки, аршина, то есть техническое средство измерения.

Никто и никогда не стал бы кланяться весам и умолять о чем-то линейку – это безумие! Другое дело – весовщик или землемер, от которого зависит разрешительная система народного хозяйства.

Деньги сами по себе не имеют никакой цены и без власти, их выпустившей, вообще не существуют.

Деньги – не бумажки и не кружки металла. Деньги – это РАСЧЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Всякие упорядоченные расчетные отношения можно считать вариантом денежной, финансовой системы.

Расскажу другую притчу.

Производителю кирпича нужно купить глиняный кувшин. А производителю кувшины нужно купить 100 кирпичей. Но у обоих нет денег: кирпичник, чтобы получить деньги для своих покупок, должен сперва продать кирпичи, а их некому покупать, кроме гончара. А гончару, чтобы получить деньги для своих покупок, должен сперва продать кувшины: но и их тоже некому покупать, кроме кирпичника.

Конечно, они могли бы обменятся без денег: это называется бартер. Но он пригоден в том случае, если товары УЖЕ произведены. А если их ещё предстоит делать – то ведь никто не станет запускать станки под отсутствующий спрос, который некому и нечем оплачивать!

Откуда появляются деньги? Они появляются от владельца ресурсов, в нашей притчи – того, кто владеет глиной. Из глины делают и кирпич, и горшок. Глина нужна обоим производителям, и она – дар природы. Тот, кто владеет ею – не затрачивает труда на её производство.

Предоставляя её гончару и кирпичнику, владелец глины (территории) – берет с них обязательства сделать ему сколько-то кирпичей и сколько-то горшков. Именно владелец глины является ИСТОЧНИКОМ ДЕНЕГ – ведь с него начинается денежный оборот, он первым выпускает на рынок исходно-бесплатный товар (сырьё) – изделиями из которого потом меняются производители.

Владелец глины (если хочет) – заказывает труд мастерам и выплачивает им за это деньги – т.е. расчетные единицы, обеспеченные дарами природы, ресурсами, сырьём, инфраструктурной базой. Экономика, как обменный процесс, начинается отсюда – больше ей неоткуда начаться!

Без этого первичного заказа горшечник не может заказать кирпичей кирпичнику, а кирпичник – горшков гончару. Если глина не предоставлена – делать их попросту не из чего.

И незачем – ведь денег нет в обороте: у горшечника, не продавшего горшки их нет точно так же, как и у кирпичника, не продавшего кирпича. Ни одной продажи – значит, ни одной копейки.

Выпустить деньги может только ресурсовладелец. В каком виде он их выпустит – бумажном, металлическом, в виде колхозных «палочек» в журнале учета или электронного «блипа» - уже его дело. Но источник денежного оборота – он, хозяин территории.

Только понимая эту цепочку: «Обнаружение ресурсов на территории – узурпация этих ресурсов захватчиком – арендные и субарендные отношения ресурсопользователей с узурпатором ресурсов» мы поймем природу финансовой системы, и то, как на самом деле устроена экономика!

Вазген АВАГЯН, специально для ЭиМ.; 2 сентября 2015

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..