Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Декабрь
пн вт ср чт пт сб вс
        01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

НЕ РАСТЕТ И НЕ БУДЕТ!

НЕ РАСТЕТ И НЕ БУДЕТ! ​Промпроизводство в России уменьшилось в июле впервые с марта. Промышленное производство в РФ в июле 2016 года сократилось на 0,3% относительно аналогичного периода прошлого года после роста на 1,7% в июне, 0,7% в мае, 0,5% в апреле текущего года и снижения на 0,5% в марте. Такие данные сегодня приводит Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Между тем, по сравнению с предыдущим месяцем промпроизводство возросло в июле на 0,2% (после роста на 1,6% в июне), при этом с исключением сезонного и календарного факторов показатель опустился на 0,9%.

За 7 месяцев с начала текущего года промпроизводство увеличилось в годовом исчислении на 0,3%.

По данным Росстата, за июль объем добычи полезных ископаемых увеличился на 1,8% к аналогичному периоду 2015 года (за первые 7 месяцев — на 2,5%); объем производства в обрабатывающих отраслях промышленности снизился в годовом выражении на 1,5% (минус 0,9% с начала текущего года). Объем производства и распределения электроэнергии, газа и воды увеличился в июле на 0,8% и вырос на 0,5% за первые 7 месяцев текущего года.

В целом за прошлый год объем промышленного производства сократился в годовом исчислении на 3,4%. В 2014 году промпроизводство в России увеличилось на 1,7%, в 2013 году — на 0,4%, в 2012 году — на 2,6%.

Умные люди понимают, что всё это цифры в пределах статистической погрешности. Промышленное производство не растёт - и не будет расти, пока продолжается либеральная размазня в экономической стратегии. Оно нигде не растёт (кроме Китая) - даже в США, куда все блага мира свозятся, где кредиты дают без процентов - только бери! Где мировые деньги печатают...

А оно всё равно не растёт. Оно с 70-х годов ХХ века в фактических единицах не растёт, и только падает, где быстрее, где помедленнее.

В чем проблема с либерализмом? В неискоренимом соблазне скоробогачества. Вот например, чтобы все поняли, притча:

Есть поле. Оно приносит урожай, и с урожаем некоторый доход, но сравнительно небольшой. Поступает предложение превратить поле в свалку. За это можно сразу получить крупную сумму. А если свалка радиоактивная - то ещё более крупную сумму... Как поступает рыночный игрок? Он говорит: "зачем мне ждать этих урожаев, в год по чайной ложке! Лучше сразу хапну по максимуму... А то, что земля станет отравленной и ядовитыми парами удушит всё живое - не мои проблемы. Я же уеду. В Монако, на Мальдивы, на Сейшелы, в Майями... Надо будет - и семью вывезу (обычно они семьи вперёд себя высылают на новое ПМЖ). Я не хочу сто лет получать по миллиону в год! Я столько не проживу - сто лет! Я хочу получить единовременно 20 млн., это меньше, чем 100 за столетие, зато быстрее! Что дальше будет с землёй, чем дальше будут кормиться люди на этой земле - меня не волнует... Я взял "своё" и был таков... Молодец, "умею жить"...

Каким-то образом победить эту психологию разрушителя, расчленителя, утилизатора всего жизненного строя - в рамках глобализма, рыночных законов, идеологии либерализма, в мире чистогана - невозможно. В нём краткосрочная, пусть даже небольшая, выгода личности (стремящейся урвать своё) всегда оказывается важнее чем стратегические интересы общества и будущих поколений.

Вместо сохранения, развития и полноценности жизни рыночный игрок торопится освежевать её тушу, сдать её на мясо и на шкуру. Подлинная же экономика (рынок ведёт речь о хрематистике[1]) - строится на увязке взаимополезных элементов в единый аппарат выживания, а потом и жизнеобеспечения.

Для понимания - прочтите вторую экономическую притчу:

Иван делал гвозди, а Пётр сыр. Задача государства - чтобы они обменивались по полной потребности. Чтобы Иван имел возможность купить сыр у Петра, и не имел возможности купить сыр не у Петра. Для этого государство печатает и даёт Ивану деньги, при этом следит, чтобы Петр не задирал цены, а Иван - не шастал по заграницам в поисках сыра на полученные от властей средства.
Допустим, Иван взял, да и купил голландский сыр. Не сорт, а сыр, произведённый в Голландии. Так ему, Ивану, вкуснее и удобнее показалось. Что в итоге? Раз сыр не покупают, Пётр сворачивает сыроварение. Нет продаж - нет доходов - нет покупок. Пётр, свернувший сыроварение, не купить у космополита Ивана его гвоздей! То есть в итоге Иван свернёт гвоздоделание.
У нас были сыровар и гвоздодел. У нас не стало ни сыровара, ни гвоздодела. Они взаимно уморили друг друга. Что же остаётся? Да только кал от съеденного Иваном голландского сыра и ржавчина от купленных Петром в Голландии гвоздей!
А всё почему? Потому что симбиоты экономики не были увязаны в систему взаимозависимого покупательского равновесия! Они не удовлетворили потребности друг друга и в итоге взаимно истребили друг друга, потому что жить друг без друга не могли...

Безусловно, активное и централизованное выстраивание цепочек взаимосвязи сограждан - ничего общего не имеет с либеральными ожиданиями "пока рынок сам всё отрегулирует". Нормальная власть - это фермер, только в огромном масштабе. А фермер встаёт ни свет ни заря, и ложится позже всех - только тогда можно справно хозяйствовать на земле.

Если фермер (а он такой же владелец земли, территории, как и государство, т.е. он - маленькая модель государства) оставит овощи самостоятельно бороться с сорняками (свобода конкуренции) - то ясно, что случится с его грядками.

Если фермер выгонит скот за ворота, чтобы тот сам себе искал неизвестно где пропитание - то скот сдохнет на пустырях, его порежут волки, воры, он просто уйдёт и не вернётся - потому что животные возвращаются за кормом, а не просто так.

Если государство, вместо того, чтобы постоянно думать, чем ЗАНЯТЬ своих граждан - предложит им искать занятия самим, и только налоги платить - граждане такое государство будут ненавидеть, налоги от него утаивать, разбегаться от него при первой же возможности, не станут его защищать при внешнем нападении агрессора. Но самое главное: даже самые покладистые граждане не смогут занять себя сами - потому что ресурсы-то, которыми обеспечивается продуктивность труда - в руках у хозяина территории, а хозяин территории - государство.

Я не могу выращивать урожай без земли. А если мне швырнут гектар на Дальнем Востоке - я всё равно не смогу там выращивать урожай. Ведь ресурсы земледелия - сегодня не только земля. Это инфраструктура, транспорт, горючее, техника, энергетика, социальные условия и т.п. Нельзя сделать кабель из одного только металла или из одной только изоляции. Чтобы сделать электрокабель - обязательно нужно получить И металл, И изоляционные материалы!

А если государство даёт тебе только изоляцию, и просит сделать кабель - не сможешь. Мало одного ресурса. Нужна ВСЯ СОВОКУПНОСТЬ ресурсов в пучке.

Пучок всей совокупности ресурсов сегодня называется "деньги". Выдавая деньги, государство сразу выдаёт и землю, и технику, и ГСМ, и транспорт, и инфраструктуру, и всё-всё-всё. В этом, собственно, единственная ценность денег. Так-то они нафиг нужны - бумажки или пластиковые карточки! Смысл не в том, чтобы получить пачку резаной бумаги (или тем более вообще нематериальный ряд циферок на электронном счете). Смысл в том, чтобы тебе выделили пучок необходимых для производства ресурсов - всю совокупность сырья и полуфабрикатов.

Если начать выдавать их в натуральной форме... Можно, конечно, это что-то вроде трудодней в колхозе, "палочек": человеку дали ресурсы, чтобы вырастить урожай, и часть этого же, ИМ ВЫРАЩЕННОГО, урожая ему выдали в качестве вознаграждения. В этой ситуации и деньги не нужны - но очень уж сложно, хлопотно такими натуральными выдачами и вознаграждениями заниматься. Деньги просто удобнее при расчете - ТОЛЬКО И ВСЕГО!!!

Выдавая необходимое для производства продукта (например, землю, а к земле комбайны, а к комбайнам - ГСМ, и ещё семенной фонд, поливальные установки и пр.) - государство получает готовый продукт. Силами обеспеченных всеми инструментами трудящихся оно перерабатывает землю в хлеб, руду в металл, лён в ткань и т.п. Теперь у государства другая головная боль: куда девать всё то добро, которое труженики произвели.

Некоторые скажут, демонстрируя свою узость мышления: это не забота государства, куда девать хлеб и металл, это забота самих производителей! Нет, ответим мы некоторым, производитель должен думать о производительности, о том, как побольше и побыстрее сделать то, что ему велено сделать. Он должен ставить стахановские рекорды, получая за это премии и ордена.

А если у него не будет сбыта - он вместо расширения производства начнёт придерживать себя, станет ИСКУССТВЕННО производить поменьше - потому что не знает, куда девать товар, боится, что товар пропадёт. Так мы окажемся (уже оказались) в ситуации торможения развития, прогресса, в ситуации, когда мы живём хуже, чем могли бы, потому что связи взаимозависимых элементов не отлажены.

Характерная примета нашего времени: миллионы семей мучаются без собственного жилья - а в строительных бригадах простой за простоем, недостаток подрядов на строительство! То есть получается - одним закрыт доступ к благам, а другим - к заработку. На самом деле "одни" и "другие" - это одни и те же. Нет заработка - нет благ, одному сыра не хватает, другому гвоздей, и не получается восполнить друг у друга дефицит...

Разогнать локомотив промпроизводства можно только через оформление общего и взаимного интереса производителей друг в друге: чтобы было кому покупать плоды работы - и были рабочие места. Либеральный же маразм ждёт у моря погоды, надеясь, что все сами друг друга найдут, всё сами свяжут в цепочки - а потом ему, бездельнику, налоги на блюдечке принесут...

Наивно!

---------------------------------------------------

[1] Хрематистика (от др.-греч. χρηματιστική — обогащение) — термин, которым Аристотель обозначал науку об обогащении, искусство накапливать деньги и имущество, накопление богатства как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибыли. Аристотель противопоставлял хрематистику и экономику как целенаправленную деятельность по созданию благ, необходимых для естественных потребностей человека. При этом роль экономики Аристотель видел в удовлетворении насущных потребностей и в создании средств, необходимых для поддержания хозяйства. Деньги при этом служат исключительно для обеспечения удобства обмена. Хрематистика рассматривает ситуацию, когда прибыль и накопление денег стало основной целью деятельности (например, ростовщичество, спекулятивная торговля). Деньги выступают в качестве богатства и цели, теряя своё предназначение средства обмена. К хрематистике Аристотель относился отрицательно.

Александр Леонидов; 16 августа 2016

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР!

    ЗНАКОМЬТЕСЬ: ТОВАРИЩ КРАМЕР! Издательские услуги сегодня предлагает очень много компаний, каждая со своим набором функций, ценами и сроками. Непосвященному в тонкости издательского дела человеку сложно правильно сориентироваться в этом вопросе. Особенно нет опыта общения с акулами издательского бизнеса, а сделать нужно быстро и качественно. Со своей стороны рекомендуем издательство "для своих" - в котором заказчик почувствует себя в кругу друзей и единомышленников...

    Читать дальше
  • МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ

    МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ От редакции: кратко выраженная суть нашего противостояния с западниками заключается вот в чём. Западники хотят вести нас чередой прозападных либеральных революций, каждая из которых всё глубже погружает нас в задницу. А мы не хотим погружаться в задницу. А либералы западники не хотят, чтобы мы этого не хотели. Они хотят, чтобы мы уподобились украинцам, у которых лесенка майданов сводит общество в каменный век, рождая в массах восторг и эйфорию «избавления от культуры»…

    Читать дальше
  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше

Свобода - более сложное и тонкое понятие. Жить свободным не так легко, как в условиях принуждения. — Томас МАНН.