Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 59,2490 руб.
  • Курс евро EUR: 69,6531 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,3542 руб.
Август
пн вт ср чт пт сб вс
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

ВНАЧАЛЕ БУДЕТ ЗЛОБА?

ВНАЧАЛЕ БУДЕТ ЗЛОБА? Глава госкорпорации "Роснано", бывший член ельцинской правящей группы, известной, как «семья», бывший руководитель РАО "ЕЭС" и бывший сопредседатель партии "Союз правых сил" Анатолий Чубайс предрек стране эпоху турбулентности, но убежден, что в итоге в России восторжествуют ценности демократии. При этом демократию он понимает очень странно. Если наивные политологи трактуют демократию как свободу выбора и народовластие, отталкиваясь от самой корнесловицы термина, то Анатолий Борисович видит в ней нечто темное, зловещее, мохнатое, кровососущее и светобоязливое.

В интервью каналу "Россия-24" в конце января Анатолий Чубайс предсказал России масштабные и чрезвычайно болезненные преобразования в политике и экономике. "К большому сожалению, у нас экономическая система, со сложностями, но развившаяся в течение последних 10-15 лет, сопровождалась деградацией политической системы, - заявил он. - Эта деградация сегодня вылезла наружу, и от нее придется избавляться в следующие 5-7 лет".

Чубайс порой удивительно честен. Например, он совершенно публично признает: если бы честные выборы состоялись в ближайшее время, то в Думе основной вес получили бы левые силы. А они, как он выражается, «с неизбежностью заблокируют те абсолютно востребованные экономические реформы, которые недоделаны за последние десять лет, что будет означать ступор в экономическом развитии страны в результате триумфальной победы демократии».

Иначе говоря, Чубайс и не думает скрывать, что ставит в основание всего и вся злобу и ненависть людей, гражданского большинства к тому, что считает правильным. Это «насильственное осчастливливание» роднит Чубайса с его предками – троцкистскими комиссарами.

«Абсолютно востребованные экономические реформы», это в частности, наверное, планы дальнейшей "прихватизации" и меры по дальнейшему перекачиванию капитала "за бугор". Там им выгоднее вкладывать народные денежки. А иначе, зачем отдавать Рос.Сбербанк на приватизацию? Что, у народа денег там скопилось достаточно, чтобы устроить очередное "банкротство"? Да и государство, оказывается, уже не нуждается в тех прибылях, которые дают банки от прокручивания наших сбережений?!

Загадка противопоставления экономики и демократии не нова у птенцов приватизации. «Мне интересно, – спрашивает один из анонимных комментаторов чубайсовых излияний, – какие «абсолютно востребованные экономические реформы» заблокировали бы нынешние левые? Просто: левые бы остановили бы рост тарифов ЖКХ. В понимании человека, который развалил Единые Энергосистемы – рост тарифов это и есть «абсолютно востребованные экономические реформы».

Другой комментатор справедливо иронизирует: «Вот те раз! За три года рост моей зарплаты составил 0 руб.00 коп. При этом стабильно росло число миллионеров. Т.е всё было стабильно. А сейчас чего это будет-то, а? Как страшно жить… Зато инфляция, даже официальная, уже ушла в три раза дальше зарплат…

Попав на своих шикарных, но, как оказалось, хрупких яхтах в шторм мирового кризиса, российские олигархи начали отчаянно искать варианты спасения. Самый простой путь – получить помощь от государства. Ну а если не получается, то попытаться продать ему свой обесценившийся бизнес подороже и уйти в сторону, переложив проблемы на плечи того же государства. Один из типичных примеров – холдинг «Металлоинвест», который ищет помощи у государства, предлагая слияние с «Ростехнологиями» в обмен на конвертацию долгов в акции.

Видимо Путин уже не собирается спасать «эффективных собственников» во время следующего кризиса, как это было в 2009-м, за счет казны. Устал, наверное.

Вот они и засуетились. «Как это эффективные» будут выходить из положения без спасительного госбюджета?! Они же не умеют этого?! Например, все олигархи получили пакет помощи по реструктуризации долга от государства и теперь спят спокойно до 13-15 года.

Но Путин может и спросить за долги...Не было бы Путина – так и спрашивать некому... А так, чем черт не шутит? Народ кушать запросит, а Путин спросит денег, чтоб народ кормить... А где их взять как не в бюджете?!

Когда в 2009 году российские ученые разоблачили олигархов, то прекрасно расписали всю схему безобразия. Вот пример из доклада: три предприятия Evraz Group (НТМК, ЗСМК и «Распадская») должны 54,4 млрд. рублей. А общая сумма дивидендов, полученных Evraz Group от этих предприятий в 2005–2008 годах,— 109,6 млрд. рублей. То есть вдвое больше. По итогам I квартала 2009 года предприятия убыточны, и шансов расплатиться по обязательствам у них практически нет. Действует эта схема и сейчас. Государство шантажируют социальным взрывом, который сами же и создают, выкачивая деньги с предприятий.

Проняло даже либерального Д.А.Медведева После публикации интервью Олега Дерипаски, где он говорит «о том, что инициатива изменений сейчас должна перейти к бизнесу», Дмитрий Медведев обратился с интернет-воззванием к народу. Там он назвал в числе главных своих оппонентов «ничего не предпринимающих «предпринимателей», которые «собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам».

Остается только догадываться, что заставило сделать столь неконкретный и, по стилистике, скорее, оборонительный, нежели наступательный выпад, человека, который всего год назад призывал «не кошмарить бизнес».

Экономическая логика Чубайса, исходя из всего вышеизложенного, не только аморальна, но и антинаучна. Формула конкурентности, положенная в основу логики Чубайса – это СЖИМАЮЩИЙСЯ КОНТУР, в котором всякий, не подбитый сегодня, будет подбит завтра, а всякий, кого не подобьют завтра – будет добит послезавтра и т.п. У систем, не имеющих потенциала к расширению, по определению нет никакой перспективы. А у экономики, которую Чубайс и его команда считают идеальной, начисто отрезаны все потенции к расширению.

Это – извечная борьба философии расхищения с философией восхищения. Восхищение миром, погруженное в радость и любовь (основа христианской социальной доктрины) предполагает соработничество людей, вовлечение всех, включая вчерашних изгоев, в великое общее дело. Это порождает социальный симбиоз, разделение труда, потребность каждого в каждом. И рост вширь – по меткому слову Н.Вавилова, «растящий два колоса там, где раньше рос один». Нас все больше, и у нас всего все больше.

Есть и обратная философия, связанная с расхищением. В этой философии колосья не растят, а отбирают. Отобрать два колоса у того, у кого вчера отбирал только один – так, наверное, мог бы переформулировать Чубайс слова академика Вавилова. Здесь вместо разделения труда – разделение плодов. И вместо нужды всех в каждом – ревниво-конкуретное отношение всех ко всем: если ему достанется больше, то мне меньше. Здесь не знают прибавления и умножения – знают только деление и вычитание.

Благо в такой экономике – это всегда лишь изнанка урона, нанесенного тем, кого вывели в «чужие». Поэтому в этой экономике любые действия, реформы, перемены – «непопулярны», «чрезвычайно болезненны». Если представить экономику в качестве организма, то конечно, срезание пищи этому организму с него самого будет очень болезненным!

Такие люди, как Чубайс, вообще не понимают возможности общего роста: чтобы и у меня прибавилось, и у соседа. Они понимают рост у себя только как хищение у других, соответственно, их экономике, чтобы расти (чтобы больше в ней зарабатывалось благ), нужно постоянно что-то губить и пожирать.

Так в итоге, питаясь собственными частями и стратами, государство пожирает самое себя. И это представляется Чубайсу торжеством демократии. Отчего лично мне кажется (не настаиваю, это мое личное впечатление), что Чубайс внутренне, душой, понимает демократию, как мертвечину. Ну, вот кто-то видит в ней народовластие, кто-то гарантии прав собственности, а Чубайс – видит апофеоз демократии таким, каким видел Верещагин апофеоз войны…

Николай ВЫХИН, специально для «ЭМ»; 22 июня 2012

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..