Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 56,2743 руб.
  • Курс евро EUR: 62,9203 руб.
  • Курс фунта GBP: 73,0834 руб.
Май
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Т. Савченко: Калейдоскоп «Провинциальной России»

Т. Савченко: Калейдоскоп «Провинциальной России» Все же несправедливо устроено время. Унылые зимние дни, например, тянутся бесконечно долго, но стоит случиться празднику, который ждешь с нетерпением, как он уже заканчивается, не успеешь толком и «распробовать» его на вкус. Так же произошло и с российским кинофестивалем «Провинциальная Россия»: пять июньских дней пролетели так, словно киномеханик, по ошибке, запустил ленту в ускоренном темпе. Конечно, не все ейчане обратили внимание на фестиваль. Кого-то больше беспокоит рост цен, кого-то – встречается ли вдова Николая Витальевича из второго подъезда с электриком Петровичем… Но для ценителей кино, «Провинциальная Россия» стала подлинным наслаждением, событием, которое долго будут обсуждать, а вспоминать еще дольше.

Об одном фильме

Так получилось, что из всех конкурсных картин, довелось посмотреть лишь одну – фильм «Норвег» режиссера Алены Званцевой(«Доктор Тырса», «Небесный суд»). Выбрал этот фильм за странное название. Кстати, билеты на картину оказались раскуплены полностью. Если бы не журналистская аккредитация – пришлось бы уйти из «Премьера» несолоно хлебавши. Правда, узнав, что фильм посвящен проблеме эмигрантов из Азии, немного приуныл: о гастарбайтерах у нас говорить принято, как о покойнике – или хорошо, или ничего.

Подумал, что сейчас с экрана польется сладкий толерантненький «сироп» на тему: «Возлюбите ближнего своего», но фильм оказался гораздо более многоплановым. Собственно говоря, азиатские эмигранты в Москве как-то и не особенно были выписаны – шли, скорее, общим фоном. Гораздо больше было уделено внимания вопросу эмиграции из России в Европу, огромной разнице в культуре и менталитете. Главный герой картины – типичный интеллигент – «ботаник» Женя, не сумевший ни сделать карьеры, ни создать семьи, решает жениться на немолодой уже норвежке Брюнхильд, с которой познакомился в интернете, и обрести рай земной за пределами отечества. Согласитесь – уже оригинально. Обычно, на «экспорт» из России идут невесты, а тут - жених. Но за день до приезда Брюнхильд в Москву, планы нашего героя смешал его дальний родственник, уговоривший Женю приглядеть недолго за его бизнесом – клининговой(уборка помещений) фирмой, укомплектованной эмигрантками из Среднеазиатских республик. Примерно, как товарища Сухова из «Белого солнца пустыни».

Герою приходится разрываться между своими подопечными с их постоянными проблемами и невестой. А с невестой дела идут неважно: то, что естественно для нее, обычному россиянину кажется нелепым и диким, и наоборот. В ходе картины, Женя знакомится с коррумпированным, но не лишенным чести и порядочности полицейским –капитаном Локтевым(аналогом таможенника Верещагина из того же «Белого солнца»), который, помогая герою в решении проблем, взывает к его чувству патриотизма. (Ох, полагаю, что Станиславский воскликнул бы после этого: «Не верю!») После долгих нравственных терзаний – быть, или не быть – Женя расстается – таки с норвежской мечтой и норвежской невестой, которая, забыв обо всех своих европейских «тараканах» в голове, плачет, как обычная женщина, мечтающая о семье и счастье.

Вместо этого, главный герой… нет, не женится на азиатской эмигрантке, а заново влюбляется в свою бывшую жену – как выясняется, самую родную и близкую. Так же он совершает эпический подвиг, вызволяя вместе с новым другом – полицейским одну из своих подопечных из сексуального рабства(Боюсь, одним только «Не верю!» Станиславский бы не ограничился – прибавил бы что-нибудь из ненормативной лексики). Трудящихся женщин Востока Женя устраивает на приличную работу. Казалось бы – хеппи энд не за горами. Но тут, режиссер, словно бы спохватившись, что недостаточно заклеймила позором российских националистов, убивает героя(или, возможно, лишь ранит) руками случайно попавшихся хулиганов… Упс… Не верю трижды!!! Станиславский.

Вот, такой фильм «Норвег». Интересный, яркий, прекрасно снятый, но какой-то неестественно надуманный. Так, во всяком случае, мне показалось. Кстати, именно эта картина и… Впрочем, об этом позже.

Два творческих вечера

Помимо конкурсных и внеконкурсных показов, в рамках «Провинциальной России» прошли два творческих вечера: Александра Олешко и Юрия Стоянова.

Довелось побывать на обоих и впечатление о них остались совершенно разные. Если Олешко, во время своего выступления, буквально фонтанировал доброжелательностью и весельем, то Стоянов нес себя гордо, словно давая понять, что делает ейчанам большое одолжение, приехав на гастроль. Конечно, это лишь частное субъективное мнение, но показалось, что Александр жил на сцене, а Юрий Стоянов работал, вернее – зарабатывал.

Не было на его встрече никаких вопросов от зрителей, и уж тем более, танцев с ними, все было отрепетировано и лимитировано - вечер продлился чуть больше полутора часов(Олешко выступал гораздо дольше). Но, не смотря на это, все равно было довольно интересно.

Звучали песни собственного сочинения автора – хорошие песни и прекрасно исполненные под гитару, воспоминания о театральной студенческой юности, о великих артистах, с которыми ему доводилось работать. О своих первых ролях на сцене, о шефских концертах на предприятиях. В ту голодную пору, среди артистов считалось большой удачей выступать на кондитерской или на ткацкой фабрике. А самой заветной мечтой был «гастроль» на мясокомбинат. Юрий Стоянов даже исполнил песню, посвященную колбасам и суповым наборам.

Много и с большой теплотой рассказывал артист и о своем друге и компаньоне – Илье Алейнике. О том творческом тандеме, который сделал обоих артистов известными на всю страну. Выяснилось, что познакомились они на своем дне рождения – оба родились в один день с разницей в десять лет(Алейник был старше). Оба – почти земляки – Стоянов одессит, Алейник – из Кишинева. Очень разные по характерам, они отлично дополняли друг друга. В завершении вечера, Юрий Стоянов исполнил очень красивую песню, посвященную памяти своего друга. На том он и простился с залом, унося со сцены цветы, подаренные ейчанами, под звуки аплодисментов.

Занавес – до новых встреч

А на следующий день российский кинофестиваль «Провинциальная Россия» уже закрылся. Еще утром шли конкурсные показы, и проходила пресс-конференция, во время которой режиссеры говорили о том, что фестиваль вышел на новый качественный уровень, о том, как хорошо его принимали ейчане… Но вечером, перед городским домом культуры вновь появилась традиционная красная дорожка. Наступил момент прощания. А это всегда немного грустно.

Поэтому, не было на лицах собравшихся такого оживления, как во время открытия фестиваля, хотя впереди ожидал финальный концерт и момент кульминации – награждение победителей. На закрытие прибыли и новые гости: прошли по ковровой дорожке Игорь Скляр, Александр Пошутин, заботливо поддерживаемая под руки «пажами» во фраках прошла Лидия Федосеева-Шукшина, и другие. Гости выходили из красивых белых автомобилей, специально предоставленных для кинофестиваля руководством АвтоВАЗА, и шествовали к входу, под овации собравшихся на площади людей.

Некоторых из пожилых мэтров сопровождали юные спутницы, годившиеся им если не во внучки, то в дочери точно, и это обстоятельство вызывало у зрителей не только восхищение, но и насмешки: «Эх, старый, на молоденьких потянуло…» Однако не станем сплетничать. Лучше пройдем в переполненный зал городского дворца культуры и узнаем – кто же удостоился наград, какой фильм был выбран жюри, как лучший фильм кинофестиваля «Провинциальная Россия». К этому времени, общаясь со зрителями, побывавшими на всех показах, можно было выделить две фильма-фаворита: «Зеленая карета» Олега Асадулина и «Парень с нашего кладбища» молодых режиссеров братьев Чижовых. Две эти ленты вызывали наибольшее одобрение зрителей.

Но вот, отзвучала мелодия Ейского «Биг-бенда», открывавшего торжественную церемонию, и первым был назван обладатель приза главы Ейского района. Юрий Андреевич Келембет вручил его актеру Дмитрию Муляру, сыгравшему в фильме «С пяти до семи». Далее были оглашены победители в своих номинациях: приза журналистов-кинокритиков была удостоена картина братьев Чижовых «Парень с нашего кладбища». Приз зрительских симпатий – один из самых значимых и дорогих для каждого режиссера – достался «Зеленой карете». За Лучшую операторскую работу был награжден Дмитрий Грибанов - картина «Норвег». Лучший сценарий написал для фильма «Развод по собственному желанию» Илья Северов.

Лучшей женской ролью была признана игра Натальи Ткаченко в фильме «Ивановы», а мужской – Владимира Меньшова – «Развод по собственному желанию» и «Ивановы». Приз за лучшую режиссерскую работу по праву достался Олегу Асадулину(«Зеленая карета»). Осталось вручить последнюю, самую важную награду – гран при фестиваля. Эта честь была предоставлена председателю жюри «Провинциальной России» Лидии Федосеевой-Шукшиной. Но актриса не спешила с объявлением вердикта. Она сделала немало комплиментов фестивалю, его профессиональному и художественному уровню, выразила благодарность организаторам, и лишь после этого взяла в руки диплом победителя. Итак… «Норвег» Алены Званцевой!

Так и завершился этот яркий праздник кино. Под звуки гимна фестиваля, написанного нашими земляками Владимиром Игнатьевым и Сергеем Таратой, зрители стоя простились с гостями, и занавес сцены опустился. Что же, огромное спасибо организатором «Провинциальная Россия – 2016». Мы говорим вам до свидания, но не прощаемся. Ведь пройдет год, и уже новый фестиваль кино соберет в Ейске своих поклонников. До новых встреч!

Тимур САВЧЕНКО, аналитик "ЭиМ", Южный федеральный округ.; 23 июня 2016

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.