Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 56,9838 руб.
  • Курс евро EUR: 62,0440 руб.
  • Курс фунта GBP: 73,6231 руб.
Апрель
пн вт ср чт пт сб вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

В.Авагян: "ПОНЯТЬ. РАСТИТЬ."

В.Авагян: "ПОНЯТЬ. РАСТИТЬ." Я обеими руками за конструктивную критику советского периода нашей общей истории. Безусловно, там было много нелепого, сектанстского, а на первых порах ленинизма – попросту чудовищного много было. Никогда не смогу я, оставаясь армянином, забыть и простить скармливание моего народа турецкому людоеду в надежде на «социалистический выбор Турции». Но нам стоит раз и навсегда провести чёткую грань между критикой марксистского сектанства – и покушением неких горе-критиков на саму идею человеческого БЛАГОПОЛУЧИЯ.

В ежедневной, ежесекундной болтовне и кривляниях СМИ мы теряем здравую и трезвую диагностику проблем. В какой-то оргии гримасничания наши СМИ молчат о главном: о том, что над обычным пост-советским человеком в России – а вдвойне и втройне в Армении, на Украине или в Молдавии – постоянно простирается ужас голодной, бездомной, леденеющей на зимних ветрах смерти.

Это реальность – которая никогда вот уже четверть века от нас далеко не отходит. И говорить о ней некому в СМИ, потому что те, кто владеют СМИ – её создали, а те, кто от неё страдают – не владеют СМИ.

Но почему же мы, как страусы, должны прятать глаза в песок, и не видеть реальности, затуманенной наркотическим дурманом клипов, шоу-новостей и гламурных фальшивостей?

Ведь не поняв этого УЖАСА, который постоянно дамокловым мечом висит над головой рядового гражданина – мы не сможем объяснить ни его действий, ни его поведения, ни пост-советской истории.

Беззащитность перед ужасом – делает людей слабовольными и продажными, заставляет выглядеть глупыми шутами (чтобы угодить нанимателям), играть в чужие игры. Более чем актуальны сегодня в РФ, а втройне в Ереване, Киеве, Кишинёве, Риге – слова песенки Фукса из советского мультфильма:

Я скажу без лишних слов,
Что попал на удочку…
И за грош плясать готов
Под чужую дудочку…

Не понимая константы ужаса перед завтрашним днём, его сугубо материальную и бытовую фактуру – мы не поймем ни майданов, ни гастарбайтерства, ни псевдодемократических игрищ – про фальсификацию которых всем всё давно ясно, но без последствий для фальсификаторов…

Слом советского строя, являвшегося к 1985 году наиболее перспективным и прогрессивным авангардом человеческого прогресса – опирался на локальные уродства советского опыта, но по сути являл собой дискредитацию самой идеи человеческого благополучия.

Это как если бы человека убили за прыщ, потому что прыщ уродлив, а о том, что человек состоит не из одного прыща – не подумали бы…

Что такое идея мирной, благополучной, и, не побоюсь этого слова – беззаботной жизни для всех? Разве она является монополией малограмотных генсеков КПСС? Разве тысячи лет человеческой истории она (идея благополучия) – не являлась путеводной звездой самых добрых и умных сынов человечества?

Оставим в стороне все эти «испанские сапожки» марксизма, социализма, коммунизма, большевизма, посмотрим на дело с евангельской простотой, ибо сказано: «будьте как дети», хоть и «мудры аки змии». Неужели же муки и страдания, порабощение и унижение другого человека – это непременное условие вашего счастья? А «слабо» нам построить счастье не за счет других, а вместе с другими? Так, чтобы и нам было хорошо, и им неплохо?

Конечно, опытный полемист возразит мне: фигушки! Счастье ты людям не дашь, Вазген, потому что счастье – штука тонкая, личная, не фабричной выделки. Счастье – оно у каждого своё.

И пусть! Соглашусь! Счастье не в нашей воле… А что в нашей воле, как экономистов и технологов?

-Обеспеченность
-Безопасность
-Стабильность
-Доброжелательность и душевность
-Взаимоуважение.

Из этих компонентов не построишь счастья (потому что ведь ещё и несчастная любовь бывает, например) – но из них, как из кирпичиков, строится ОЧЕВИДНЫМ ОБРАЗОМ – Благополучие.

Но именно все эти детали, необходимые для сборки машины по имени «человеческое благополучие» и были сломаны во время всемирного антисоветского шабаша (кстати, продолжающегося и сегодня, уму вопреки).

Появилась сила, которая:

- объявила нищету – источником трудолюбия и инвестиционной привлекательности.
- Сила, которая вместо снижения рисков постоянно их наращивает, так, чтобы никто не мог быть уверенным в завтрашнем дне (и в итоге бедные спят на теплотрассе, а богатые с пистолетом под подушкой).
- Сила, которая волатильность стоимостей и цен (т.е. нестабильность) провозгласила двигателем экономического роста.
- Сила, которая ввергает человека в ледяную пустыню бездушного и равнодушного одиночества, когда некому, кроме авансом оплачиваемого психотерапевта, даже поплакаться.
- Сила, которая сменила взаимоуважение людей – ненавистью конкурентной подозрительности…

Так и возник по итогам антисоветского шабаша - тот неотступный призрак голодной нищеты, преследующий всякого простого и не-титулованного жителя Земли. Он дополнился реальностью постоянно и постоянно растущего мошенничества, оргией взаимного надувательства, которая неизбежно ведёт к росту напряжённости в социуме.

А вот скажите мне, старому армянину: может ли напряжение возгоняться до бесконечности? Ведь рано или поздно последует взрыв – и чем дольше напряжение копилось, чем дольше не выпускали пара из котла – тем страшнее и грандиознее будет этот взрыв, разносящий всё в клочья…

Мы создали реальность, в которой антисоветизм – взявший на мушку и под подозрение всякую людскую взаимовыручку – стал питательным бульоном для галлопирующих бессовестности и цинизма. Что можно из такого материала построить – если по сути он бесспорный прах и гниль, и тлен и мертвечина?

Пост-советского человека преследует по пятам отчаяние беспомощности, бессловесность перед как бы «дарующим жизнь» нанимателем.

Так что же это такое – современные мировые либеральные рыночные игры? Не есть ли это (вопрос риторический) – сделать истории заворот кишок, кал её горлом вывести – то есть отвергнуть даже отдалённую перспективу построить жизнь достойную, предсказуемую, обеспеченную, стабильную, наполненную взаимной благожелательностью вместо бесконечной конкурентной грызни?

Не есть ли это (конечно, есть!) покушение на саму идею БЛАГОПОЛУЧИЯ – материального, морального, психически и физически здорового?

Советский опыт превращается в светлый миф. Это связано с тем, что всё, имевшее в советской реальности уродливые черты – давно умерло и прочно забыто. С уродствами легко расстались и никто не тяготится их исчезновением.

Но очищенная от уродств исторических гримас советская идея БЛАГОПОЛУЧИЯ – словно бы через фильтр пропущенная – снова и снова будоражит человеческое воображение. Никто не станет реставрировать советские негативные явления – их уже и не помнит никто. А вот реставрировать общечеловеческую и вековечную надежду на ЛУШЧЕЕ ЗАВТРА – это всякий мыслящий человек и желает, и обязан.

Нельзя жить в тупике, в котором завтрашний день – только новый тебе вызов и новые мучения. Когда всё меняется – но ничего не меняется к лучшему. Это всё равно, что жить в подвале, без солнца, это заточение человечества в узилище.

Если мы не работаем над тем, чтобы жизнь стала мягче и лучше, чтобы дети жили лучше нас – в чем тогда смысл жизни, и более узко говоря – смысл экономической науки? Как можно в здравом уме заменить себе проект построения устойчивого благополучия, растущей доступности благ – на непредсказуемые «американские горки» пляшущей смерти, на бесконечное пьяное ралли по ухабам, которых никто не знает заранее? На аттракцион «не для слабонервных», в котором постоянно кого-то выкидывают за борт?!

Даже если не вас – но вам подобного! А это значит, что завтра могут выкинуть и вас, как его…

Много говорят о предпринимательской инициативе, о национальном бизнесе – которых не хватало в СССР, отчего он получился бледнее и анемичнее, чем мог бы быть… Это тоже нужно обсуждать, понимая, конечно же, что заложенный в предпринимательстве личный интерес – очень важная двигательная сила природы человека, и нельзя его ампутировать без последствий, как нельзя вырезать орган из организма, не превратив организм в инвалида.

Но в том-то вся и штука, что двигательная сила – является энергией. А всякая энергия, не заключённая в жёсткие рамки – разрушительна и убийственна. Мы можем сказать это о воде в половодье – при всём уважении к воде. Мы можем сказать это об огне, вывалившемся из печи – при всём понимании роли огня в становлении человечества. Мы, конечно, говорим это и о колоссальной энергии атома, особенно в годовщину Чернобыльской катастрофы: хотя атомная энергия есть пик и высшее достижение человеческой цивилизации – выходя за рамки, эта же энергия грозит уничтожить человечество!

Почему же тогда бизнес-энергию, двигательную силу личного интереса, самостоятельной, самозанятой смекалки мы не хотим понимать так же двояко, как понимаем воду и огонь, атом и нож? Почему же нас ставят перед ложным выбором – или уничтожить эту энергию – или дать ей бесноваться без ограничений?

Сегодня нам, как воздух, необходимо принять эти рамочные, базисные мысли – как основу всеобщего согласия по прекращению антисоветского шабаша и возврату к идеям благополучия каждого (а значит – всех). Нам всем нужно думать – как снизить накал конкуренции, накал взаимной ненависти людей, как снизить риски колебательной волатильности (а не наращивать их – как пост-советские варвары, у которых деньги за день в три раза обесцениваются или наоборот).

Нам нужно понять жизнь – как выбор между взаимопомощью и взаимоистреблением. Поняв – растить в себе знания и умения поощрения добродетели и подавления агрессии (а рынок этого не даёт – он действует строго наоборот, при нём ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным).

Нам нужно вооружится идеей благополучия – как основой для построения нового социалистического общества, которое учтет ошибки прошлого – но самой главной ошибкой считает всё же поиски бесноватых «альтернатив» всеобщему спокойному благополучию.

Потому что другого пути у человечества нет. То, что убивает – может убить не сразу. Но, если оно убивает – однажды оно всё-таки убьёт. Окончательно убьёт - вопрос лишь времени.

Ждать этого не стоит – стоит объединить усилия для противодействия!

Вазген Авагян, специально для "ЭиМ"

22 апреля 2016

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше
  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше
  • ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Говоря о проблеме частного предпринимательства, мы должны разъяснить те стороны вопроса, которые не понимали коммунисты, и не понимают либералы. КПСС после Сталина (подчеркиваем – ПОСЛЕ Сталина) вообще обходилась без частного предпринимательства, что и сделало систему в определённом смысле инвалидом, и предопределило во многом её крах. Либералы же – напротив, думают заполнить всё и вся частным корыстным интересом, думая, что «тут-то и жизнь хорошая начнётся». Но жизнь устроена не так, как думают коммунисты. И не так, как думают либералы. Истина – оказалась между двух основных стульев, на которые сел ХХ век…

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношение каждого конкретного человека..