Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 57,4247 руб.
  • Курс евро EUR: 61,8636 руб.
  • Курс фунта GBP: 71,6947 руб.
Март
пн вт ср чт пт сб вс
    01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

"РЕФОРМЫ", ОБРЕЧЁННЫЕ НА ЗЛО.

"РЕФОРМЫ", ОБРЕЧЁННЫЕ НА ЗЛО. ​Секта свидетелей Алексея Кудрина под названием «Центр стратегических разработок» искала и нашла «причины неудач реформ в России». Как и положено сектантам – неудачу четверти века пост-советских «поисков» (которые и велись-то исключительно с целью камуфлировать воровство начальства) – неудачу объяснили недостаточным количеством жертвоприношений злому богу Рынку, который постоянно голоден и постоянно алчет свежей кровушки: «Предыдущие стратеги экономического развития потерпели неудачу из-за административных барьеров, лоббистов, недостаточной проработки и размытых полномочий».

А ещё ранее Алексей Кудрин заявил об отсутствии у компетентных органов представления о возможностях выхода из экономического кризиса. Как он сказал - «Мы настолько научились легко распоряжаться деньгами, когда было благополучие, что сейчас, я хочу сказать, четко ни у руководства правительства (в широком смысле – у руководства страны), ни у министерств нет еще понимания, что мы перешли в другую реальность»…

Про заветное рыночное благополучие Кудрин рассуждает так же, как городничий у Гоголя из «Ревизора» про церковь: «скажи, что строилась, но сгорела».

То есть Кудрин хочет нас уверить, что в прошлом были достигнуты какие-то успехи, которые теперь «перешли в другую реальность». Самому Кудрину не привыкать блуждать между вымышленными им самим «реальностями» - он надеется, что и с нами этот фокус пройдёт.

На самом деле рост цен на нефть был мировым, он принёс бы СССР больше (уж никак не меньше) нефтедолларов, которые, нет сомнения, были бы умнее и справедливее распределены. Ни Кудрин, ни кто-то иной из его секты рыночников не имеет к росту нефтяных котировок никакого отношения, кроме того, что они лично поживились там на славу. Даже на пике нефтяного изобилия ни один из среднестатистических советских показателей 1989 года не был превзойдён: успехи страны были только относительно ямы 90-х, но никак не относительно её ХХ века.

Причины неудачи реформ – конечно же, не там, где их ищет Кудрин и все ему подобные «стратеги» с выпавшей буквой «т» в первом слоге. Причины неудачи реформ – в двух словах – это сами реформы, нелепые, бессмысленные и беспощадные.

Конечно, не всякие реформы плохи. Человеческая культура поднимается по лестнице, каждая новая ступень которой требует новых форм – отсюда и «ре-формы», новые меха для нового вина, новые формы для нового содержания.

Но – как в таблице Менделеева у каждого элемента есть своё место, так и для всех успешных реформ в истории есть общая логика их конфигурации, смысл которой: ОНИ НЕ ДОЛЖНЫ ПРОТИВОРЕЧИТЬ ОБЩЕМУ ХОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

А в человеческой цивилизации, 5 тысяч лет уже (правда, со срывами и откатами в варварство) – ВСЁ, ЧТО НЕ ДЕЛАЕТСЯ, ДЕЛАЕТСЯ ДЛЯ СЛЕДУЮЩЕГО:

- Повышение культуры и образованности, безопасности и благополучия людей;
- Сбережения духовного, нравственного и интеллектуального наследия всего предшествовавшего периода;
- Увеличение власти человека над слепыми стихиями, повышение возможности человека управлять своей жизнью, а не быть в ней заложником стихийно сложившихся обстоятельств;
- Смена грубого прямого насилия – нормой, правом, законом, самоцензурой и самоконтролем, вырабатываемых в человеке.

Конечно, можно попенять коммунистам (которые были со своей стороны тоже сектантами) – за то, что они привычное деление «цивилизация-дикость» заменили маловразумительным «социализм-капитализм», запутав в итоге и себя, и человечество.

«Раздвоение личности» у цивилизации космоса и атома – очень и очень опасный симптом, показывающий, что течение цивилизации заилилось, разбилось на рукава и грозит стечь в безвыходное болото…

Но проблемы коммунистов оставим коммунистам. Господствуют сейчас не они, а капитализм, который не мог и не может считаться воплощением цивилизации. Ведь он очевидным образом опирается на дикарские представления о «неуправляемой» экономике, звериной конкуренции, опирается на взаимоистребление ВНУТРИ общества, их лютую вражду и ненависть.

«Рынок» рабски покорен стихиям, что противно природе человеческой (упорно изобретающей громоотводы вместо поклонения молниям).

Принцип неуправляемости, вирусом заложенный в экономику для бесконтрольного обогащения привилегированных лиц - входит в неразрешимое противоречие с принципом управляемости техники, государственности, систем и подсистем и т.п.

Частная собственность предполагает, что человек чего хочет – то и делает, а научная организация труда (НОТ) – то, что человек должен только рассчитанно-оптимальное. Свободные цены непримиримо расходятся с растущей и микронной точностью общей системы измерений.

В итоге всё это нагромождение заходит в тупик – и уже зашло на наших глазах. Ведь даже властям на Западе стало в наши дни понятно, что Западу нечем и некуда развиваться…

Тут, вроде бы, всё понятно: в конфликте неопределённости с определённостью, точности с неточностью, порядка с беспорядком цивилизация неизбежно на стороне определённости, точности, порядка и предсказуемости. Там её и следует искать – а это в противоположную от капитализма сторону.

Капитализм – это экономика, про которую никто и никогда не может сказать с уверенностью, что с ней случится завтра.

А потому она контр-цивилизационна по самой сути своей, а заложенная в неё вероятность катастрофы непременно превратится в реальность – если брать длительное время. Ведь чем дольше длится неопределённость, тем выше вероятность выпадения худшего из её вариантов[1].

***

Возникает вопрос, который никогда не поставит перед собой секта свидетелей Кудрина: могут ли развивать цивилизацию в целом, цивилизацию, как таковую «реформы» - в корне противоречащие её общей логике?

Цивилизация пять тысяч лет только тем и занималась, что подавляла в человеке эгоизм, хищность и произвол – а эти реформы взялись данные качества культивировать и взращивать в людях.

Цивилизация пять тысяч лет только тем и занималась, что прививала культуру – вопреки животному спросу, искусственно насаждая её взамен зоологического примитива. А эти реформы, отдав культуру на «волю рынка» - взращивают сорняки в душе.

Цивилизация пять тысяч лет пыталась упорядочить и уточнить отношения обмена, рассчитать и распланировать их к вящему благу – а эти реформы отношения обмена запутывают, погружают в смутный сумрак.

Как быть с требованием точности измерений и стандартизации? Как быть со справедливостью – главной целью общественного устройства, без которого общества просто не возникло бы, потому что незачем ему было бы возникать?

Как быть с самыми важными, долгосрочными и фундаментальными программами развития, если они по определению, в силу своей долгосрочности и фундаментальности – НЕОКУПАЕМЫ рыночными инструментами, и всегда такими были (Транссиб или Панамский канал не могли уже в XIX веке построить частные компании, пришлось вмешиваться государствам).

***

Советская экономика находилась на определённом, во многом уже изжившем себя уровне цивилизации. Безусловно, в 80-е стоял вопрос о её переходе к новым формам – но ведь в рамках общей логики цивилизации, неизменной тысячелетиями!

А эту логику можно выразить просто: «Больше! Выше! Мощнее!» и при этом «Тоньше! Изящней! Глубже!».

Неужели найдётся даже среди кудринцев человек, который первобытных болванов из камня поставит выше утончённых античных статуй?

Между тем в криминальных рыночных реформах 90-х, возглавленных алкоголиком, прежде возглавлявшим «героиновую столицу России»(!), Свердловск, главный город наркомафии – очевиднейшим образом ЗВЕРЬ БЫЛ ПОСТАВЛЕН ОБРАЗЦОМ ЧЕЛОВЕКУ.

Совершенства и несовершенства человека рынок измеряет по звериным, зоологическим критериям, напрямую позаимствованным из джунглей. А там уметь жить – это жестокость и наглость, грубое и стремительное насилие, гиперагрессия, ненависть ко всем, кто не ты, порабощение всех, кто тебе нужен и убийство всех, кто тебе не нужен.

Помимо прочих «совершенств» у зверя есть ещё и такое, как «отсутствие лишних мыслей» - т.е. отсутствие сложности мышления, мешающей реагировать «чисто-конкретно» по обстоятельствам, загружающей аппарат реагирования абстракциями и универсалиями.

Рыночный человек стремится не к силе и высоте общества, в котором живёт, а к его слабости и низости. Сила общества предполагает сопротивление произволу, высота помыслов – сопротивление несправедливости, а рыночный человек есть волевой сгусток произвола и несправделивости. «Закон – это я!».

Очевидно и обыдление общества, примитивизация его до крайних степеней, потребительский паразитизм, расчленительские инстинкты, проникающие в массы, растленные рвачеством и мародёрством. Где уж тут «Тоньше! Изящней! Глубже!» - и говорить не о чем…

Зверь, возглавивший рыночное общество – тащит его в дикие джунгли с таким же упорством, с каким рыба на берегу стремится в свою родную стихию – в воду.

Зверю дискомфортны все формы человеческой ответственности и утончённости, ему дискомфортна широта кругозора и долговременность планов (слишком абстрактно для него, воспринимается им, как безумие). Зверю омерзительны все формы долга – он изобрёл лозунг «долги возвращают только трусы!», и это относится к общему чувству долга, свойственному цивилизованному человеку, живущему в развитом обществе.

Рыночный зверь стремится забрать себе всё, не оставив другим ничего. Не менее упорно он стремится, забирая как можно больше – отдавать как можно меньше, а лучше – вообще ничего не отдавать обществу взамен на полученные от общества блага.

Зверь ненавидит и труд и служение, он хочет, чтобы работали и воевали, учились и делали открытия, даже рожали и детей воспитывали – за него, без его участия. К поговорке «рыбы не знают своих детей» следует добавить и либерально-рыночных эгоистов…

Зверь жаждет только доминировать, расхищать имеющиеся в наличии фонды, никоим образом их не пополняя. Зверь, если дать ему волю, уничтожит и вытопчет, выжрет всё: науку и культуру, расширенное сложное производство и человеческую репродукцию, образование и здравоохранение, закон и порядок, нормы и стандарты поведения, и т.п.

Зверь из беловежской пущи, где состоялся в 1991 году преступный сговор трёх денегератов – попав в антропогенную среду – методично и последовательно (хотя и неосознанно) превращает её в пост-апокалиптическую пустыню.

Антропогенный ландшафт, со всеми его линиями электропередач, высотными зданиями, шоссе, шоколадом и скворечниками – превращается силами ельцинизма в огромную свалку сломанных вещей погибшей цивилизации…

Но зверь активно (в основном криминальными методами) защищает себя при попытке цивилизованных людей от него избавиться. Потому что инстинкт самосохранения в звере не только не потушен, но и ярче разгорелся под воздействием рыночной радиации тотального эгоизма.

Для зверя нет ничего, кроме него самого – но уж он сам-то для себя есть, и, безусловно, без шопенгауэровского интеллигентского упадничества!

***

Нельзя добиться успехов реформ в человеческом обществе, если опираться на зверя и скотину, пробуждать в людях худшие чувства, низменные инстинкты, запуская зоологические мотивации и экономические практики.

Когда право человека на спокойное достоинство созидателя сменяется правом на «хапок, если успеешь», правом урвать свою долю в составе банды мародёров (только поторопись, пока склады до конца не обчистили!) – конечно, реформы не могут быть успешными.

Кудрину этого никогда не понять, и пишу я не для него – чего бисер метать перед животным определённого рода? Пишу для вас, читатели ЭиМ, чтобы вы поняли…



[1] Допустим, вы играете в орлянку, и вам нужно определить вероятность выпадение орла или решки. При первом броске вероятность 50х50. Но если у вас 100 бросков – то вероятность того, что ЗА СТО РАЗ ПОДРЯД НИ РАЗУ не выпадет решка (или орёл) – ничтожна мала. Очень трудно поверить, что монета будет падать одной и той же стороной сто раз подряд. Поэтому вероятность на короткой дистанции означает гарантию на длинной.

Теперь представьте, что речь идёт не о решке монеты, а о катастрофе, великой депрессии, голодоморе и т.п. При первом броске много шансов, что этот вариант рыночного непредсказуемого уклада не выпадет. Но чем больше бросков по времени - тем выше вероятность, что хотя бы однажды выпадет решка-смерть... А смерти много раз и не нужно, ей одного раза вполне достаточно...

Александр БЕРБЕРОВ, научный обозреватель; 27 декабря 2016

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    ИСТОКИ ФАШИЗМА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Говоря в трёх словах, фашизм – это идея радикального скотства. Но поскольку такие три слова похожи на ругательство, а ругаться не входит в наши планы, то придётся их развернуть. В глубинной основе фашистского движения лежит радикальный отказ от «химер сознания» - высоких, невещественных идей, связанных с сакральными образами и священными представлениями. Отказ идёт в пользу вещественных и грубо-материальных, ощутимо-плотных явлений. И за счет этого очищенная «верхняя полочка» сознания оказывается заполнена грубыми зоологическим отправлениями, которые теперь «исполняют обязанности» высших ценностей и духовных идеалов.

    Читать дальше
  • ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Говоря о проблеме частного предпринимательства, мы должны разъяснить те стороны вопроса, которые не понимали коммунисты, и не понимают либералы. КПСС после Сталина (подчеркиваем – ПОСЛЕ Сталина) вообще обходилась без частного предпринимательства, что и сделало систему в определённом смысле инвалидом, и предопределило во многом её крах. Либералы же – напротив, думают заполнить всё и вся частным корыстным интересом, думая, что «тут-то и жизнь хорошая начнётся». Но жизнь устроена не так, как думают коммунисты. И не так, как думают либералы. Истина – оказалась между двух основных стульев, на которые сел ХХ век…

    Читать дальше
  • ИЗДАТЕЛЬСТВО КНИГАМИ ПОЛНИТСЯ!

    ИЗДАТЕЛЬСТВО КНИГАМИ ПОЛНИТСЯ! Отдохнуть душой в кипящих буднях огневой современности поможет наше братское уфимское начинание - сетевое издательство "Книжный Ларёк". Он даст вам представление о живом литературном пульсе российской глубинки.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека..