Кто правду несет, тому всех тяжелей Экономика и Мы Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
Актуальные курсы валют
  • Курс доллара USD: 58,4296 руб.
  • Курс евро EUR: 68,0822 руб.
  • Курс фунта GBP: 76,2039 руб.
Ноябрь
пн вт ср чт пт сб вс
    01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

ТОВАРИЩЕСТВО БЕЗДЕНЕЖНОГО ОБМЕНА

ТОВАРИЩЕСТВО БЕЗДЕНЕЖНОГО ОБМЕНА В 2011 г. в с. Шаймуратово республики Башкортостан руководитель крупного агрохолдинга Артур Нургалиев нашел необычное решение проблем не только собственной компании, но и села, и республики в целом - ввел в обращение особые товарные талоны – «шаймуратики». Ими оплачивается сельский труд, и на них же можно получить плоды сельского труда. К зарплате в рублях добавилась доплата в шаймуратиках. Этот метод мгновенно повысил товарооборот и эффективность всей компании.

Пишут, что Нургалиев действовал по экономической модели Гезелла. На самом деле деньги Гезелла – это другая модель. У Гезелла местные деньги были выпущены под залог определенной суммы государственных денег, которые служили обеспечением. Деньги Гезелла – «скоропортящиеся» - их нужно побыстрее сбывать с рук, чтобы избежать потерь, и введены они были в Австрии именно с той целью, чтобы обеспечивающая их сумма в австрийских шиллингах не залеживалась в «чулках».

Гезелл считал, что равномерная скорость обращения денег является важным условием для бескризисной экономики. Деньги должны служить лишь в качестве средства обмена, а не как средство сбережения. Потому и придумал торопить людей с товарообменом, чтобы они не засиживались с деньгами обществу во вред. У теории Гезелла есть свои пороки и изъяны, но мы не будем их здесь обсуждать, потому что речь о совершенно другом явлении.

Шаймуратики – никакие не отдельные скоропортящиеся местные деньги, а товарные талоны, что-то вроде билета в театр. Никто же не додумается судить директора театра за то, что он распространяет билеты своего театра.

 Допустим, заядлый театрал очень хочет посмотреть спектакль, но денег у него нет. Тогда директор говорит ему – помоги разгрузить машину, за это получишь от меня билет бесплатно. В этой схеме нет денег, но нет и жульничества: просто деньги, как посредник, устранены из процедуры обмена. По сути, шаймуратики – расчетная единица для бартера.

Например, работник фермы тоже имеет семью, и тоже потребляет молоко в каком-то количестве. По ныне принятому порядку он получает зарплату, потом с зарплатой идет в магазин, и там выкладывает деньги за то молоко, которое пьет его семья. Не легче ли прямо на родной ферме отдать «трудовой талон» и прямо там забрать молоко для семьи? 

Расширим схему: по соседству мясной цех. У рабочих тоже семьи, тоже требуется сколько-то пакетов молока. Но они производят колбасу, а не молоко. И им тоже дают «талон за труд»: по этому талону можно на ферме получить молоко. Зачем ферме отдавать свое молоко за трудовой талон чужого предприятия? Да потому, что работники фермы могут потом по нему же получить сколько-то колбасы. В итоге все семьи приобрели и колбасу и молоко без посредников – а, следовательно, больше, чем могли бы при использовании денег.

Таким образом, шаймуратики – это усреднено-упорядоченная единица многоуровневого бартера. Если предприятие меняется с предприятием (бартер), то почему десять предприятий не могут обменяться с десятью предприятиями (шаймуратики)?

Никакой порчи шаймуратики не предполагают, копить их можно, сколько влезет, а цель у них – совсем не гезеллианская. Их цель – дать работу тому, кто не может быть нанят из-за отсутствия денег у работодателя и в итоге произвести тот продукт, который ранее не производился из-за отсутствия денег у работодателя.

Ценность шаймуратиков в том, что они снижают конкуренцию и облегчают бремя производителя. Например, на свободном рынке египетская картошка крупнее, товарнее, дешевле нашей, и покупатель берет египетскую. В итоге картофелевод северной полосы разоряется. Разоряясь – он словно в отместку – не покупает товаров тех, кто брал египетский картофель, и разоряются теперь уже они сами…

По шаймуратикам (в широком смысле) – египетской картошки не купишь. Или местную бери – или соли их в банке, третьего не дано. Человек берет местную картошку, картофелевод не разоряется, и сам берет продукт труда своего предыдущего покупателя. ШАЙМУРАТИКИ ПОБЕЖАЛИ ПО КРУГУ, ЗАМЕНЯЯ СОБОЙ ПРОТЕКЦИОНИСТСКИЕ МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ.

В чем суть бартера вообще? Завод свою продукцию продать по имеющимся на рынке ценам не может (слишком велики издержки производства, чтобы снижать отпускную цену до рыночной), а закрывать производство не хочет. Он ищет себе подобных бедолаг с аналогичной проблемой, и они начинают менятся НАД рынком - одни неконкурентно-дорогие товары на другие такие же неконкурентно-дорогие.

Взятую за шаймуратики картошку можно потом ведь отвезти в город и продать там за государственные деньги. Таким образом образуется тот или иной обменный курс государственных денег на шаймуратики и наоборот, можно открывать и «валютный обменник»…

Казалось бы – вот и решение! Но стоило тесту только начаться, как он привлек пристальное внимание со стороны прокуратуры.

«На данный момент прокуратура «задумывается», какое бы обвинение предъявить руководителям хозяйства, не только нашедших выход из полного безденежья, обеспечившим рабочие места и регулярную достойную зарплату жителям района.

Прокуратура, по всей видимости, все же зарубит на корню эту инициативу. Хотя, отметим, никаких жалоб на мошенничество, воровство и т.д. от жителей села и работников компании также не поступало. Но не прекращается разговор на тему «очередной жульнической схемы из Шаймуратово».

Если по шаймуратикам будет принято запретное решение, то в таком случае придется запрещать (по принципу прецедента) и театральную контрамарку. Бесплатный билет на спектакль за услуги, оказанные театру – это классический шаймуратик. А, между прочим, действует он (в обход денег по схеме «услуга-товар») уже лет триста, никого не напрягая, и никем не отвергаемый.

Дело тут в другом, не в мошенничестве, конечно. Дело в том, что деньги в их полном смысле – не средство обмена, а средство поощрения властью подданных. Поэтому нужно различать обменные талоны (они действуют горизонтально, по принципу «услуга за услугу») от собственно денег (они действуют вертикально, по принципу «ресурс за услугу»).

Государство, выпускающее деньги, делает это на основании того, что суверенно владеет территорией, включающей в себя совокупность ресурсов. Эти ресурсы – не людьми созданы, а дар природы, узурпированный той или иной военно-политической группировкой.

Государство, выпускающее деньги, никаких услуг никому не оказывает – наоборот, оно суть есть власть, которой все должны служить по закону силы. Оно, выпуская деньги, раздает в их виде ПРАВА НА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДКОНТРОЛЬНЫМИ ЕМУ РЕСУРСАМИ.

Цари не за труд деньги имеют, которые раздают, а за свою власть. И депутаты, формирующие бюджет, не из своих личных трудовых заработков, конечно же, его формируют. Они – ПРЕДОСТАВЛЯЮТ В ПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРС, КОТОРЫЙ ИМ ПРИНАДЛЕЖИТ. За это взимают с подданных труд или ещё что-то, что пожелают принять от подданных. Тут принцип простой и древний: хочешь жить на моей земле – работай на меня, где я прикажу.

Не все, что очевидно полезно, оплачивается государственными деньгами; и очень многое очевидно-бесполезное оплачивается государственными деньгами. Для государства элемент произвола в оплате - часть священных прерогатив власти с древнейших времен.

Я плачу, кому хочу, а не тому, кто достоин. И те, кому я заплатил - мои индукторы, т.е. уполномоченные на раздачу благ лица: они тоже платят, кому захотят. Если бы это было не так, если разработать четкие критерии - кому и за что ОБЯЗАН платить индуктор, то он превратиться в простого (и бедного) банковского кассира! Не будет больше ни царей, ни президентов, ни банкиров, ни олигархов, а засядут вместо них одни сплошные кассиры в бухгалтерских нарукавниках...

РФ ныне управляется бездарно. Её ресурсы пропадают втуне – денег государство дает людям так мало (т.е. милости своей так мало являет), что ресурсы брошены необработанными и оставлены не плодоносящими. В этих условиях появляются трудящиеся, поступающие по методу диггеров в средневековой Англии: они не отнимают ни у кого земли, они берутся вспахать бросовые пустоши. Английский король жестоко покарал диггеров – не потому, что пустошь давала ему какую-то пользу, а потому – что ЕГО РЕСУРС БЫЛ ИСПОЛЬЗОВАН БЕЗ ЕГО, ВЕРХОВНОГО СИЛОВИКА, РАЗРЕШЕНИЯ.

То же самое происходит и с талонами на товары, которые представляют, по сути, единую подарочную карту на продукцию множества объединившихся для обмена продукцией предприятий. Подарочные карты – не преступление, их выпускают дорогие бутики и магазины белья на каждом шагу, и никого не смущает, что подарочная карта покупается за деньги, продается за деньги или используется в определенном магазине ВМЕСТО денег.

Государство не ревнует к подарочным картам бутиков парфюмерии или нижнего белья; но оно бешено ревнует к подарочным картам (продаваемым и покупаемым за его деньги) для тех случаев, когда в оборот включается часть его ТЕРРИТОРИИ. Пусть это даже, как у диггеров, никчемная брошенная пустошь, не приносившая ни копейки дохода: дело тут не в налогах, а в принципе.

Государство внятно говорит селянам: это земля моя, а не ваша. Я дозволило тут вам жить – но только так жить, как я повелю. Естественно, любое государство в мире очень ревниво к своему суверенитету. Оно очень болезненно воспринимает чужие деньги на своей территории (сюда относится и запрет на валютные магазины в РФ, и появление пресловутых «у.е.» вместо долларовых цен).

Возникает и такой вопрос: если картофель, купленный на шаймуратики, можно потом перепродать за рубли, почему нельзя сразу его купить за рубли? Тут все дело в том, что для продажи ПРОДУКТ СПЕРВА ДОЛЖЕН ПРОСТО БЫТЬ. Если картофель есть, то его можно продать, дороже или дешевле – другой вопрос. Но как быть с ситуацией, при которой нет денег для посева, кредиты дороги и недоступны (и имеют кабальный характер)? Продукт ведь просто не появится!

Схема РФ проста: работодатель не нанимает рабочих, потому что у него нет денег, рабочие не делают продукта, продукта нет, продавать нечего, у работодателя нет денег, он не нанимает рабочих. Круг замкнулся.

Совершенно нерациональная монетарная политика РФ привела к тому, что между шестернями экономического механизма элементарно не хватает денежной смазки, и потому их клинит. Они вполне пригодны к работе, только масла капни – но его не капают.

Теория «местных денег» критикуется не только защитниками национальных суверенитетов (создать свои деньги – это фактически вывести территорию из страны), но и сторонниками гигантских мегапроектов. Естественно, на шаймуратики нельзя выстроить Байконур или Транссиб, нельзя возвести АЭС или ДнепроГЭС, да и налогообложению они очень сильно препятствуют. Брать налоги в разномастных бумажках – все равно что дарить жителю Владивостока подарочный сертификат из бутика в Калининграде. В этом смысле (несовместимость гезелевок с государственными грандиозными мегапроектами) очень грамотно критиковал «местные деньги» выдающийся футуролог М.Калашников.

Однако некое подобие шаймуратиков существовало в пору расцвета грандиозных мегапроектов в СССР – колхозная система «палочек» - т.е. учетных единиц, по которым работникам колхозов при Сталине выдавали продукцию их родных колхозов. Как видим, ДнепроГЭСам и ТуркСибам это ничуть не помешало, а даже помогло.

Если человек, для своей личной скотины на том предприятии, где работает, хочет получить фураж или силос в счет своей же личной зарплаты – зачем вмешивать в этот процесс государственные «большие» деньги? Учетно-расчетных единиц труда и выдачи вполне достаточно.

По группе товаров местпрома «подарочные карты» синдицированной группы предприятий местпрома вполне могут быть, и даже сыграть положительную роль. Что лучше – бесплатно работать и за это бесплатные корма для скотины получать, или же не работать(тоже бесплатно) и вообще ничего не получать? А скотину зарезать, чтобы от голода не околела, как во многих селах и сделали без шаймуратиков?

Конечно, шаймуратики – не норма, а скорее симптом патологии финансовой системы. Они – продукт крайней монетарной сжатости, формируемой в рамках иностранного «валютного управления» российскими финансами правительством РФ.

Правительство твердо встало на путь построения периферийного, колониального капитализма, на манер старого Эквадора или Индонезии в России, со всеми их «генералами песчаных карьеров», фавеллами (домами на свалках) и толпами нищих. Одно исключение – в РФ нет прекрасного теплого климата Эквадора и Индонезии, и ночевать в картонной коробке холоднее, вот и все.

В этой ситуации те, кто не хотят сжиматься до старого Эквадора (потому что в новом, в наши дни, вовсю идут уже социалистические преобразования), вынуждены изобретать малые местные валюты типа шаймуратиков.

Произведенное за эти товарные талоны можно ПОТОМ продать за рубли или доллары. Но его нельзя ПРОИЗВЕСТИ без таких ухищрений, не получается за рубли или доллары ОРГАНИЗОВАТЬ его производство. В этом и есть как суть, так и упрек Москве со стороны изобретателей «малых валют» районного значения. И – указание на то, что страна реально рассыплется, если и дальше будет так бездарно распоряжаться своими колоссальными ресурсами…

Михаил КУНЦЕВ.; 21 ноября 2012

Поделитесь ссылкой на эту статью

ВКонтакте
Одноклассники

Подпишитесь на «Экономику и Мы»

Почитайте похожие статьи

Подписка

Поиск по сайту

  • МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ

    МИР И ОБЕЗДОЛЕННЫЕ От редакции: кратко выраженная суть нашего противостояния с западниками заключается вот в чём. Западники хотят вести нас чередой прозападных либеральных революций, каждая из которых всё глубже погружает нас в задницу. А мы не хотим погружаться в задницу. А либералы западники не хотят, чтобы мы этого не хотели. Они хотят, чтобы мы уподобились украинцам, у которых лесенка майданов сводит общество в каменный век, рождая в массах восторг и эйфорию «избавления от культуры»…

    Читать дальше
  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ Я предлагаю всерьёз подумать о таком затёртом и расхожем выражении, как «корни человека», «мои корни». Что оно означает? Только ли происхождение человека, только ли его безвозвратно ушедшее прошлое, не имеющее никакого отношения к настоящему, ко дню сегодняшнему? Тот, кто мыслит связно, понимая причинно-следственные связи, никогда с таким не согласится. Прошлое диктует настоящее и будущее. «Корни» человека – это вся та совокупность, которая держит человека на родной земле и ПИТАЕТ его. Ведь это очевидная функция корней – удерживать и питать. Недаром зовут космополитов «перекати-полем», сравнивая с растением, оторвавшимся от корней…

    Читать дальше
  • В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ?

    В.АВАГЯН: ДЕЛО ИЛИ СМЕРТЬ? ​Мыши очень любят сыр. Но делать сыр они не умеют. Если мышей посадить в бочку с сыром, они сперва съедят весь сыр, потом начнут нападать друг на друга, а в итоге все передохнут в пустом и замкнутом пространстве. Если бы на Земле не было людей – то мыши никогда не попробовали бы сыра. Его просто не появилось бы, потому что возникновение сыра – это сложная цепочка ОБОСНОВАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

    Читать дальше

Невозможно добиться общественной справед­ливости, не обеспечив справедливости в отношении каждого конкретного человека — А. Прокудин.